Обычная версия сайта
Размер шрифта: -A +A

Президент Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Совет Федерации Федерального Собрания РФ

Государственная Дума Федерального Собрания РФ

Сервер органов государственной власти Российской Федерации

Национальный антитеррористический комитет

Антитеррористическая комиссия Республики Коми



СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ О РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

22.07.2013(Российская газета)Доходы растут

Только на 5% выросли доходы бюджетов регионов за 2012 год. Это ниже темпов инфляции, которые в реальном выражении сократились на 2%.Для сравнения, в 2011 году темпы роста доходов были намного выше. На динамику доходов в прошлом году повлияло 5% снижение трансфертов из федерального бюджета. Кроме того, только на 3% выросли поступления налога на прибыль (в 2011 г. - на 27%), экономика регионов близка к стагнации.

Самые высокие темпы роста доходов бюджета в прошлом году показали Сахалинская область (на 43%), Московская и Новгородская области (на 22-23%), Республика Коми, Новосибирская, Тульская и Ростовская области (на 14-16%). Среди лидеров также многие слаборазвитые республики с низкой бюджетной обеспеченностью, но это эффект базы. Только в 48 из 83 регионов темпы роста доходов бюджета превысили темпы инфляции. В 14 регионах доходы бюджета снизились, в их числе развитые субъекты - Санкт-Петербург, Тюменская и Кемеровская области, Красноярский край. Причины разные - децентрализация налога на прибыль крупнейших холдингов (С.-Петербург), снижение федеральных трансфертов (Тюменская область), экономическая стагнация в остальных. Если сравнивать с учетом инфляции (потребительские цены за 2008-2012 годы выросли на 36%), то картина весьма удручающая. Доходы бюджетов регионов все еще ниже докризисных в целом по России и в 38 субъектах РФ, среди которых федеральные города и многие развитые регионы.

За счет чего росли или сокращались доходы бюджетов регионов? При устойчивом росте НДФЛ снизились поступления налога на прибыль в 26 регионах, трансферты - в 43 регионах. У лидеров по росту доходов бюджета ситуация совершенно разная. В Сахалинской области максимальный рост доходов обеспечен ростом налога на прибыль и выплат по соглашению о разделе продукции (СРП). Высокие темпы роста доходов Московской области и Республики Мордовия достигнуты за счет роста поступлений и налогов, и трансфертов. В Новгородской области главным источником роста стало 60% повышение трансфертов из федерального бюджета (причины такой щедрости неизвестны). В Калмыкии рост доходов бюджета на 27% обеспечен почти трехкратным ростом поступлений НДФЛ. В слаборазвитых республиках Тыва и Карачаево-Черкесия высокие показатели динамики обеспечены трансфертами, при этом налог на прибыль снижался.

В федеральных городах динамика разная. Доходы бюджета Москвы немного выросли благодаря росту поступлений НДФЛ, имущественных налогов и особенно налогов на малый бизнес (они выросли на треть). Бюджет Санкт-Петербурга сократился в 2012 году из-за утраты части сырьевой ренты, поступления налога на прибыль снизились на 18%. Закрыть "дыру" в бюджете Северной столицы не удалось, несмотря на 27-процентное увеличение федеральных трансфертов. Новый закон о налогообложении холдингов сильнее ударил по бюджету Северной столицы, поскольку Москве удалось отложить на несколько лет перевод в регионы части прибыли главного столичного налогоплательщика - "Газпрома", сохранив в своем бюджете более 50 млрд рублей налоговых доходов.

Наиболее заметное сокращение доходов бюджета в Чукотском АО, Республике Карелия, Мурманской области и Красноярском крае обусловлено значительным снижением поступлений налога на прибыль и одновременно объема трансфертов из федерального бюджета.

Зависимость динамики доходов консолидированных бюджетов многих регионов от динамики трансфертов из федерального бюджета вполне очевидна. Почти во всех регионах с сократившимися доходами бюджета трансферты также снижались, за исключением Санкт-Петербурга и Белгородской области.

Структура доходов бюджетов регионов не слишком изменилась по сравнению с 2011 годом. Для большинства регионов важнейшим источником собственных (налоговых и неналоговых) доходов бюджета является НДФЛ. В развитых регионах выше доля налога на прибыль (более 30%), а в Тюменской области его доля в течение последних лет близка к 60% благодаря регистрации подразделений крупнейших нефтегазодобывающих компаний, т.е. сырьевой ренте. Ненецкий АО не получает налог на прибыль, который поступает в бюджет Архангельской области, поэтому самые большие поступления дает налог на имущество (31%). В других нефтегазодобывающих и в металлургических регионах также повышена доля налога на имущество (14-22%), его выплачивают крупнейшие российские компании. Повышенную долю акцизов в доходах бюджета имеют регионы, производящие нефтепродукты (Ярославская, Омская области и др.) и алкогольную продукцию (Калужская, Тульская область, Кабардино-Балкария). Сахалинская область и Ненецкий АО получают значительную часть бюджетных доходов в виде выплат по действующим соглашениям о разделе продукции (СРП).

Сокращение объема федеральных трансфертов привело к снижению их доли в доходах консолидированных бюджетов регионов - с 23% в 2011 году до 21% в 2012 году. Региональная дифференциация по-прежнему велика: от 85-86% в Ингушетии и Чечне, 76% в Тыве до минимальных значений в Москве и Ханты-Мансийском АО (5-6%). В 2012 году доля трансфертов в доходах бюджета сократилась в 62 регионах из 83, то есть в 75% регионов. Наиболее существенно сократилась доля трансфертов в доходах бюджетов Архангельской, Астраханской, Томской областей, Приморского края и Республики Калмыкия (на 10-14%).

Число регионов-"доноров" сократилось до 9. "Донорами" условно называют регионы, не получающие один из видов трансфертов - дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. В 2012 году "донорами" остались Москва, Санкт-Петербург с Ленинградской областью, Тюменская область с автономными округами, Сахалинская, Самарская области и Татарстан.

 

email home map
IT -опрос населения по оценке деятельности органов местного самоуправления

эко-Республика

Инвестиционный портал Республики Коми


Витрина закупок Республики Коми

Портал государственных услуг РФ

Активный регион Республика Коми

Официальный интернет-портал правовой информации

© 2019 ГАУ РК «ЦИТ»