Обычная версия сайта
Размер шрифта: -A +A

Президент Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Совет Федерации Федерального Собрания РФ

Государственная Дума Федерального Собрания РФ

Сервер органов государственной власти Российской Федерации

Национальный антитеррористический комитет

Антитеррористическая комиссия Республики Коми



СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ О РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

04.04.2013(ИА REX)Железнодорожный круиз – назад в будущее

Республика Коми выступила инициатором уникального проекта по организации так называемого железнодорожного круиза «Русский Север». Презентация проекта и обсуждение возможностей его реализации состоялось в рамках выставки MITT-2013 в конце марта. По итогам двухчасового разговора стало ясно – интерес со стороны администраций регионов есть, турбизнес планирует принимать в проекте активное участие, железнодорожники готовы оказывать всяческую поддержку, а значит, есть все шансы на то, что продукт появится на рынке.

На сегодня определен только «скелет» проекта. Варианты маршрутов и механизмы их реализации пока обсуждаются, однако, разработчики уверены, что в круизе должно быть задействовано множество российских северных городов. Предполагается, что к осени 2013 года проект будет четко очерчен по всем основным параметрам. Это позволит представить его на профессиональной туристической выставке World Travel Market, которая пройдет в Лондоне с 4 по 7 ноября.

Проект «Русский север»

Как предполагается, 2013 год разработчики потратят на подготовку необходимой проектно-сметной документации, проработку маршрутов, согласования, отладку механизмов, стыковку между участниками процесса. Если все будет складываться удачно, на рынок этот продукт может быть запущен уже в 2014 году. Перед стартом планируется "обкатать" круиз в ходе пресс-туров для журналистов и «рекламников» для представителей бизнеса.

По мнению заместителя генерального директора «Федеральной пассажирской компании» (ФПК) Андрея Калибердина, будет правильным не только создать варианты маршрутов, но и предложить несколько разновидностей круиза.

«Круизный поезд должен представлять собой своеобразный аll inclusive на колесах. Потребуется специальное обучение персонала, ведь в туристическом поезде должны работать не просто проводники, а проводники-гиды. По нашим оценкам, на вывод такого сложного продукта на рынок потребуется от 2 до 3 лет и серьёзные вложения, причем, не только финансовые», – уверен генеральный директор ООО «РЖД-Тур» Сергей Ильягуев.

По расчётам специалистов компании, оптимальным должен стать следующий маршрут проекта «Русский Север»: Москва – Санкт-Петербург – Великий Новгород – Микунь – Троицко-Печорск – Ярославль – Москва.

По словам генерального директора «Корпорации по развитию туризма республики Коми» Юлии Рыбаковой, на территории, которая будет вовлечена в проект, находится множество объектов, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В их числе исторический центр Санкт-Петербурга и пригороды, ансамбль Кижского погоста, Новгород и окрестности, Соловецкие острова, девственные леса Коми, Ферапонтов монастырь – в Вологодской области, Куршская коса.

В свою очередь, генеральный директор Городского туристско-информационного центра Санкт-Петербурга Нана Гвичия отметила, что северная столица готова активно присоединиться к масштабному проекту.

Поддержал её и глава комитета по туризму Новгородской области Сергей Флюгов, однако, он заметил, что «никакой российский регион сегодня не в силах надолго задержать туриста на своей территории, действуя в одиночку». Он также предложил разработать тур, программа которого пересекалась бы со школьной программой, что позволит «подтянуть к продукту дополнительную категорию туристов».

Юлия Рыбакова назвала это отличной идеей и добавила, что в последние годы современная молодежь практически не путешествует по стране. «То есть мы рискуем получить поколение россиян, не знающих свое государство», – сказала она.

Как было раньше?

По данным на 1983 год, в СССР действовало около 1600 туристских железнодорожных рейсов. Туристический поток в сегменте железнодорожного туризма составлял порядка 650 тыс. человек ежегодно. При этом путешествия длились от одного дня до месяца, а то и более. Особой популярностью пользовался маршрут «Транссоюзное железнодорожное путешествие». Он стартовал во Владивостоке и проходил через Сибирь, Москву, Ленинград, Ригу, Таллин, Вильнюс, Киев и Крым.

Однако после развала СССР многие железнодорожные маршруты «угасли».

Зарубежный опыт

Несмотря на то, что в Советском Союзе путешествия по железной дороге пользовались большим спросом, а стало быть, опыт организации этого непростого дела у нас имеется, современный туризм диктует особые требования к созданию таких турмаршрутов. Поэтому в качестве европейского опыта в проекте «Русский Север» планируют использовать передовой опыт Германии, начиная с 30-х годов прошлого века создавшей более 80 тематических туристических маршрутов по железной дороге.

Как подчеркнула Юлия Рыбакова, «наиболее популярные маршруты в Германии основаны на историческом, архитектурном, природном и гастрономическом наследии, что является идентичным по отношению к ресурсам Петергофской дороги». В числе самых раскрученных маршрутов Германии – «Немецкая винная дорога» протяженностью 85 км, «Романтическая аллея» – 336 км, «Дорога замков» – 1000 км и «Высокогорная Шварцвальдская дорога» – 60 км.

«Опыт немецких предпринимателей для нас важен с точки зрения технологий управления стандартами качества туристических услуг, оказывающих огромное влияние на качество и популярность турпродукта в Германии. Для России, которая активно занимается формированием новых турпродуктов, опыт немецкого бизнеса позволит повысить их качество и включиться в глобальный туристический рынок на условиях равноправного партнерства», – подчеркнула Юлия Рыбакова.

Надо отметить, что путешествия по «железке» не теряют актуальности во всем мире. Сегмент этот активно растет с каждым годом, и существуют туры, давно завоевавшие признание со стороны туристов. В том числе круиз «Голубой экспресс» (Южная Африка), проходящий по маршруту Кейптаун – Йоханнесбург. Это в своем роде роскошный джентльменский клуб на колесах.

Путешествие по Юго-Восточной Азии «Восточный экспресс» – это знакомство с достопримечательностями Сингапура, Куала-Лумпура, Пенанга, Бангкока.

Европейский маршрут «Восточный экспресс» представляет собой путешествие из Лондона в Венецию в уютных винтажных вагонах.

Так называемый «Дворец на колесах» следует по территории Индии. Во время путешествия туристы посещают Агру, Тадж-Махал, Джайпур, Удайпур, Раджастан.

Тур «Королевский шотландец» по западным высокогорьям Шотландии из Эдинбурга в Маллэг – это довольно дорогое путешествие, предполагающее знакомство с культурой Шотландии – ее кухней, сувенирами и промыслами.

Аналоги в России

Согласно статистике, железную дорогу в России в качестве транспортного средства выбирают более 40% пассажиров. Эксперты уверены, что и у железнодорожных путешествий как сегмента туристической отрасли есть большое будущее. Определенные успехи по разработке и запуску маршрутов есть уже сегодня.

К примеру, тур «Великий шелковый путь», проходящий по маршруту Ашхабад – Астана и длящийся 14 дней, уже полюбился туристам. В его рамках путешественники посещают 7 городов, внесенных в список наследия ЮНЕСКО.

Также на рынке был заявлен VIP-тур «Золотой Орел» – Москва – Казань – Екатеринбург – Иркутск – Порт Байкал – Улан-Уде – Улан-Батор. Его инициировали ОАО «РЖД», ООО «РЖД-тур», GW Travel Limited, ГК «Транссибирский экспресс» и ООО «НПП Циркон-Сервис».

Туристам предлагаются купе с роскошными интерьерами, высокий сервис, блюда национальной кухни и насыщенная экскурсионная программа. К слову, организация такого путешествия стоит около 470 тысяч рублей.

Еще один продукт, презентованный в России – «Сибирская железнодорожная одиссея», авторами и инициаторами которого выступили ООО «РЖД-тур» и ООО «Интурист». Поезд проходит по международному маршруту Москва – Казань – Екатеринбург – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Улан-Удэ – Улан-Батор – Эрлянь – Пекин.

Помимо этого, на базе подвижного состава поезда «Александр Невский» в 2011 году стартовал проект Trans-Siberian by «IMPERIAL RUSSIA». Это уникальный маршрут с выездом из Санкт-Петербурга. Кстати, туристическая программа проекта целиком посвящена 400-летию дома Романовых. На первом этапе было отправлено 5 рейсов, а общий турпоток на маршруте составил 1262 человека, в 2012 году был сформирован уже 21 рейс, в ходе которого перевезено в общей сложности 4802 туриста. Ожидается, что в 2013 году поток возрастет до 5 490 человек, а количество туров – до 24. Как уточнил генеральный директор ООО «РЖД-Тур» Сергей Ильягуев, главные рынки сбыта этого продукта – Европа, страны Латинской Америки и Азия.

Кроме того, уже довольно активно на российском рынке в рамках проекта «Семь пятниц» представлены туры выходного дня: Самара – Москва, Самара – Пенза, Самара – Нижний Новгород.

Также в начале ноября 2012 года «ТК Романовой Ольги» и «РЖД Тур» запустили совместный проект – туристический поезд по маршруту Москва – Нижний Новгород – Москва. Первый чартерный отдельный поезд отправился в путь 3 ноября и вернулся в столицу 5 ноября.

В стоимость тура входят железнодорожные билеты, постельное белье, торжественная встреча на вокзале Нижнего Новгорода, полное транспортное обслуживание на комфортабельных автобусах, трехразовое питание, экскурсии, входные билеты в музеи, работа гида, подарки от туроператора и страховка.

Поезд привозит туристов в Нижний Новгород, а оттуда они отправляются группами по отдельным программам. В том числе «Один день в Нижнем Новгороде», «Дивеево – четвертый Удел пресвятой Богородицы» (Арзамас – Дивеево – Суворово), «Семенов – столица золотой хохломы», «Золотая осень в Большом Болдине» (Арзамас – Большое Болдино), «В город мастеров – Городец».

Рассказывая на презентации об опыте Коми, министр экономического развития региона Антон Фридман подчеркнул, что правительство республики в рамках проекта «Северное Сияние» два года назад выкупило и полностью переоборудовало 4 вагона повышенной комфортности. Гостиница на колесах пока стоит в тупике и ждет своего часа. Вагоны отлично оснащены и предназначены для длительных путешествий на большие расстояния.

Однако стоит добавить, что активное бронирование многих запускаемых в России туристических поездов характерно лишь для первого этапа реализации того или иного проекта. Потом интерес к поездкам теряется, и поезда едва удается загрузить. По словам представителя ФПК, с некоторыми турами так произошло из-за недостатка государственных дотаций.

В пользу сегмента

В 2011 году Международная система поиска авиабилетов Momondo.ru провела опрос среди пользователей Рунета, в результате которого выяснилось, что страх перед перелетом испытывает почти треть респондентов – 31%. При этом, каждый пятый из них – 22% – заменяет самолёт альтернативными видами транспорта.

В числе главных причин аэрофобии – ненадежность самолетов и частые авиакатастрофы, отсутствие на борту персональных средств спасения, личные страхи и недоверие к пилотам. Эти данные еще раз говорят о большом потенциале железнодорожного туризма...

Тенденции

По экспертным оценкам, российский рынок железнодорожного туризма стабильно растёт в среднем на 3–5% в год. Среди основных причин – довольно высокая стоимость турпакета на базе авиационной перевозки и проживания в отелях, связанная с большими издержками на топливо, инфраструктуру и обслуживание.

Железнодорожные туры однозначно привлекательны для туристов с высоким экологическим сознанием, а также интересны европейцам, американцам и гражданам государств, в которых нет железных дорог. Так, например, путешественники из Турции пристрастились к вояжу по Транссибу – поездка длится долго, что позволяет гостям почувствовать страну, многое увидеть. 

 

email home map
IT -опрос населения по оценке деятельности органов местного самоуправления

эко-Республика

Инвестиционный портал Республики Коми


Витрина закупок Республики Коми

Портал государственных услуг РФ

Активный регион Республика Коми

Официальный интернет-портал правовой информации

© 2019 ГАУ РК «ЦИТ»