Обычная версия сайта
Размер шрифта: -A +A

Президент Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Совет Федерации Федерального Собрания РФ

Государственная Дума Федерального Собрания РФ

Сервер органов государственной власти Российской Федерации

Национальный антитеррористический комитет

Антитеррористическая комиссия Республики Коми



СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ О РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

25.10.2012(Невское время)«Белкомур» станет ключом к кладовой Коми»

Самая восточная территория, входящая в СЗФО, - это Республика Коми, раскинувшаяся с юго-запада на северо-восток на 1275 километров. В недрах этой республики залегает чуть ли не вся таблица Менделеева, однако преимущественно извлекаются нефть, газ и уголь. Александр Буров, курирующий в администрации главы Республики Коми Вячеслава Гайзера вопросы инвестиционной политики и реализации стратегических промышленных проектов, объяснил, почему так произошло и когда начнут добывать в Коми другие полезные ископаемые.

- Александр Александрович, на месторождениях Коми извлекается всего три процента годовых объемов российской нефти, и они активно эксплуатируются. А запасы стратегического титана, например, составляют порядка 40-50 процентов от общероссийских, но осваивать этот драгоценный ресурс инвесторы не торопятся. Почему?

- Действительно, у нас есть крупные титановые месторождения - перспективное в плане освоения Пижемское, где инвестором ведутся геологоразведочные работы, и Ярегское, на котором в небольших объемах осуществляются добыча и переработка титановой руды. Между тем при наличии собственных огромных запасов отечественная промышленность и оборонный комплекс работают на импортном сырье. Когда начнется промышленная разработка того же Пижемского месторождения россыпного титана, его добыча, обогащение и переработка, остроту проблемы удастся снять. Но для того, чтобы довезти продукты переработки пижемского титана до ближайшей железнодорожной ветки, потребуется проложить 200 километров железнодорожного полотна. Именно слабо-развитая транспортная инфраструктура является препятствием для добычи ряда природных ресурсов. Вот почему такое значение мы придаем проекту «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал): строительству железнодорожной ветки Архангельск - Сыктывкар - Соликамск (Пермь).

- Об этой дороге как о главном условии экономического прорыва региона в апреле 2010 года в беседе с собкором «НВ» говорил и глава РК Вячеслав Гайзер. Но тогда этот проект лежал под сукном. Что изменилось с тех пор?

- В этом году исполняется сто лет с момента первого упоминания «Белкомура». На дореволюционной карте, которая сейчас хранится в главном офисе РЖД, эта магистраль прочерчена как одна из перспективных для доставки уральских ресурсов и богатств Севера к российским морским портам. Причем дорога обозначена в той же трассировке, что и современный вариант. Более того, в 1947 году магистраль начала строиться как со стороны Архангельска, так и от Микуня, и за несколько лет удалось проложить 400 километров из 1170. К сожалению, во времена хрущевской оттепели о проекте на полвека забыли. Правда, в середине 1990-х годов три субъекта РФ - Архангельская область, Республика Коми и Пермский край - предприняли попытку строить дорогу за счет своих бюджетов, но денег хватило только на 40 километров. По подсчетам необходимо проложить 715 километров нового полотна. Стоимость проекта в ценах 2012 года составляет 176 миллиардов рублей. Реализовать этот масштабный проект без поддержки государства регионам не представляется возможным, нет таких примеров и в мировой практике.

- Вопрос строительства этой магистрали возобновился в середине нулевых, когда с созданием Инвестиционного фонда России появилась надежда на реализацию проекта...

- Да, были большие надежды на Инвестиционный фонд России. Ведь «Белкомур» - это не только проект строительства конкретной железнодорожной магистрали. В 2007 году была разработана Комплексная программа промышленного и инфраструктурного развития сразу трех российских регионов - Республики Коми, Архангельской области и Пермского края. В соответствии с положением об Инвестиционном фонде была принята схема реализации проекта «Белкомур» на условиях государственно-частного партнерства. Суть такова: инвесторы вкладывают 480 миллиардов рублей в промышленные проекты на территориях трех регионов с привязкой к будущей трассе, а государство за свой счет прокладывает железную дорогу, чтобы обеспечить рост промышленного производства в регионах за счет развития транспортной инфраструктуры. В 2008 году комплексная программа, в которую входит проект «Белкомур», прошла все согласования, чтобы получить финансирование из Инвестфонда. Но тут грянул кризис, и процесс приостановился.

Принимая во внимание острую необходимость скорейшего старта проекта, руководство республики в начале 2010 года предложило на рассмотрение российского правительства другой вариант реализации проекта - через механизм государственно-частного партнерства. По схеме концессионного соглашения, когда государство выделяет землю и финансирует часть строительства, а инвестор обеспечивает привлечение средств основного финансирования дороги.

- Какие надежды Республика Коми возлагает на начало строительства и что для этого сейчас делается?

- В течение всего 2012 года мы проводили работы по актуализации параметров Комплексной программы и самого проекта строительства магистрали «Белкомур». Сегодня эти работы завершены. Более того, на уровне полномочных представителей президента России в СЗФО и Приволжском округе получены подтверждения в том, что проект действительно актуален и проработан. Достигнута одна из основных целей -найден способ существенного снижения финансовой нагрузки на бюджет Российской Федерации при реализации проекта за счет снижения порога участия государства в финансировании до 30 процентов при условии софинансирования проекта со стороны регионов.

Сейчас завершаются согласования проекта с РЖД, Внешэкономбанком и потенциальными инвесторами. В ноябре 2012 года планируется провести расширенное совещание в Минтрансе России, на котором должны принять необходимые решения о подготовке и выходе на уровень правительства РФ. Мы надеемся, что до конца года федеральный центр примет решение о запуске строительства «Белкомура».

Проектирование стратегической трассы займет весь 2013  год. В 2014 году можно было бы провести конкурс на право заключения концессионного соглашения, а во второй половине 2014 года приступить к прокладке трассы, которая займет около четырех лет. Если не случится форс-мажоров, «Белкомур» пропустит по своим рельсам первые грузы уже в 2018 году.

- «Белкомур» считается инвестиционным проектом № 1 не только в Коми, но и у ваших западных соседей из Поморья и южных - из Пермского края. Почему?

- Как я уже говорил, это межрегиональный проект, направленный на социально-экономическое развитие трех регионов Северо-Запада. Скажу больше. Проект считается приоритетным и в Мурманской области. В частности, предполагается синхронизировать пуск нового проекта развития Мурманского транспортного узла с «Белкомуром». Если же говорить о трех самых заинтересованных территориях, то от ввода магистрали зависит реализация сразу 40 крупных инвестиционных проектов общей стоимостью свыше триллиона рублей.

- А что даст «Белкомур» развитию именно вашей республики?

- Огромную территорию площадью 417 тысяч квадратных километров пересекает единственная железнодорожная ветка Котлас - Воркута. Большинство наших населенных пунктов, месторождений полезных ископаемых и других природных ресурсов находится в стороне от этой магистрали. После ввода «Белкомура» доходная часть республиканского бюджета увеличится на 40-45 процентов, появится 12,5 тысячи новых рабочих мест, полной грудью задышит лесопромышленный комплекс. Расчетная лесосека в Коми составляет 33 миллиона кубометров в год, а мы заготавливаем около 7 миллионов. Стратегическая трасса позволит существенно увеличить заготовку древесины, в республике появятся новые, современные ЦБК. Потенциальные инвесторы имеются уже сегодня, но они присматриваются и начнут вкладывать в экономику Коми только тогда, когда увидят, что «Белкомур» перестал быть теорией.

- Второй по значимости проект в Коми - это…

- …строительство, реконструкция и капитальный ремонт участков автодороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар протяженностью без подъездов к Воркуте и Салехарду свыше тысячи километров, в том числе в границах нашей республики - 869 км. Трасса будет доведена до города нефтяников - Усинска - к 2018 году, остается достроить 158 километров основной дороги. В настоящее время полным ходом идут работы по ремонту участка Сыктывкар - Ухта. В 2011-2012 годах капитально отремонтированы 140 километров трассы. Впереди - реконструкция отдельных участков. Для реализации этого проекта необходимы вложения в сумме более 13 миллиардов рублей, а до выхода к границе с НАО - свыше 18 миллиардов рублей. Значимость этого проекта трудно переоценить, так как с окончанием строительства более 150 тысяч человек в четырех муниципалитетах нашего региона получат выход на опорную сеть автодорог. По сравнению с предыдущими годами в 2012 году регионом на дорожное хозяйство направлено почти 9 миллиардов рублей, из них из средств возрожденного регионального дорожного фонда - почти три миллиарда. Это существенный прорыв в этом направлении.

- Бюджет петербургского комитета по развитию транспортной инфраструктуры раза в три больше…

- Действительность такова, что, имея запасы природных ресурсов, мы наполняем региональный бюджет всего на 60 миллиардов рублей в год. К сожалению, налоги на добычу полезных ископаемых, в частности нефти, на 100 процентов уходят в федеральный бюджет, по твердым полезным ископаемым соотношение между федеральным и республиканским бюджетами составляет 40 на 60 процентов соответственно. В прошлом году мы перечислили в Москву 60 процентов всех собранных в Коми налогов. В государственную казну в 2011 году республика отдала 64 миллиарда рублей, а возвратились нам только 9 миллиардов…

- Какие в республике критерии значимости инвестпроекта?

- Основной показатель работы инвестиций - улучшение качества жизни жителей нашей республики и стимул для развития конкретного населенного пункта. К примеру, в сельской местности, пусть и в зоне северного рискованного земледелия, строим крупные современные комплексы на 400 голов крупного рогатого скота. Это даст дополнительные налоговые поступления в бюджеты разных уровней, новые рабочие места там, где традиционно развивался агропром. В лесных районах республики, например в Троицко-Печорском, запустили новое предприятие по глубокой переработке древесины вплоть до отходов лесопиления в биотопливо.

В конце 2012 года откроем еще один лесопромышленный комплекс на юге республики. Радуют и нефтяники. В прошлом году в заполярном Усинске начала глубокую переработку сырья первая очередь НПЗ ООО «Енисей» мощностью 1 миллион тонн нефти в год. Когда завод заработает с полной нагрузкой, он будет перерабатывать 3,5 миллиона тонн нефти для производства бензина, дизтоплива и других видов нефтепродуктов. Столько же сегодня перерабатывает и Ухтинский НПЗ. Если учесть, что в Коми ежегодно добывают 13 миллионов тонн нефти, то с уверенностью можно сказать, что до 55 процентов этого объема перерабатывается на территории республики.

- Население Воркуты из-за закрытия шахт с советских 220 тысяч жителей ужалось до 90 тысяч человек…

- Уверяю вас, что уже в ближайшей перспективе горняки перестанут менять заполярную прописку на место жительства в других регионах страны. В Воркутинском районе начнется строительство двух новых шахт производственной мощностью по добыче 4-4,5 миллиона тонн каждая. Одну шахту будет строить ОАО «Северсталь», другую - ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат». В 2017-2018 годах, когда откроются эти предприятия, собственники столкнутся с проблемой дефицита горняков.

- И скорее всего, возникнет проблема вывозки добытых объемов угля…

- Безусловно. Собственники будущих шахт основную часть угля планируют транспортировать по существующей железной дороге для нужд своих предприятий. Вместе с тем уголь остается составной частью грузопотока ж/д магистрали «Белкомур» наряду с минеральными удобрениями, нефтепродуктами, лесными грузами.

- Получается, «Белкомур» вдохнет жизнь в макроэкономику всего Северо-Запада, и не только…

- Магистраль даст мощный мультипликативный эффект и станет не только базой для ускорения темпов промышленного производства, особенно переработки, но и сократит транспортную составляющую в цене товаров, повысит их конкурентоспособность. Кроме того, расширятся связи нашей республики и ее жителей с другими регионами, появятся новые рабочие места, улучшится транспортная доступность городов и районов республики. А это серьезный прорыв вперед.

 

email home map
IT -опрос населения по оценке деятельности органов местного самоуправления

эко-Республика

Инвестиционный портал Республики Коми


Витрина закупок Республики Коми

Портал государственных услуг РФ

Активный регион Республика Коми

Официальный интернет-портал правовой информации

© 2019 ГАУ РК «ЦИТ»