Обычная версия сайта
Размер шрифта: -A +A

Антитеррористическая комиссия Республики Коми

Победа! 70 лет

Президент Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Совет Федерации Федерального Собрания РФ

Государственная Дума Федерального Собрания РФ

Сервер органов государственной власти Российской Федерации

Кадровый резерв Президента России

Официальный интернет-портал правовой информации



1. Кто имеет право на первоочередное получение жилья?

2. Может ли государство оказать содействие в ускорении предоставления жилья?

3. Куда следует обращаться с просьбой о выделении средств на проведение капитального ремонта многоквартирного дома?

4. Каков порядок переселения в климатически благоприятные регионы России?

5. Куда следует обращаться с просьбой о выделении земельного участка под строительство жилого дома?

6. Кто имеет право на внеочередное получение муниципального жилищного фонда по договорам социального найма?

7. Какие льготы по обеспечению жильем предоставляются ветеранам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны?

8. Какие льготы по обеспечению жильем предоставляются инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов?

9. Кто защищает права граждан - участников долевого строительства?

10. Куда следует обращаться гражданину в случае невозможности оплаты жилищного кредита

 

 

1. Кто имеет право на первоочередное получение жилья?

1.1. В рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

а) Для таких категорий граждан, как граждане, уволенные с военной службы в запас или отставку, и приравненные к ним лица, граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Применительно к вышеуказанной подпрограмме, основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является:

- отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;

- проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;

- проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

б) Для такой категории граждан, как граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, установлены пять очередей предоставления субсидий (социальных выплат):

в первую очередь субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из закрывающихся поселков;

во вторую очередь – гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в третью очередь – пенсионерам;

в четвертую очередь – гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящими не менее одного года на учете в органах службы занятости населения;

в пятую очередь - работающим гражданам.

 

1.2. В Законе Республики Коми от 05 апреля 2005 г. № 30 - РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» ни одной из категорий граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство (приобретение) жилья не предусмотрено первоочередное право на получение данного вида государственной поддержки.

В Законе Республики Коми от 04 июля 2006 г. № 54 - РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» определено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных Жилищным кодексом Российской Федерации случаев предоставления жилых помещений вне очереди. Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне соответствующих заболеваний, устанавливаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 

 

2. Может ли государство оказать содействие в ускорении приобретения жилья?

Для ускорения решения жилищных вопросов граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, оказываются такие меры государственной поддержки, как:

1. предоставление социальных выплат на строительство или приобретение жилья в рамках:

- федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (граждане, уволенные с военной службы в запас или отставку, участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, вынужденные переселенцы, граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, молодые семьи);

- федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» (молодые семьи и молодые специалисты, граждане, проживающие в сельской местности);

- целевой республиканской программы «Жилище» на 2008-2012 годы (13 категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и 6 категорий граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в южные районы Республики Коми);

2. содействие в снижении процентной ставки по жилищным кредитам, предоставляемым финансово-кредитными организациями;

3. возмещение части затрат на оплату процентов по жилищным кредитам, полученным гражданами в финансово-кредитных организациях.

 

 

3. Куда следует обращаться с просьбой о выделении средств на проведение капитального ремонта многоквартирного дома?

Для получения финансирования на капитальный ремонт многоквартирного дома необходимо:

- на общем собрании собственников выбрать способ управления многоквартирным домом (управление товариществом собственников жилья (ТСЖ), управление управляющей организацией, непосредственное управление собственниками помещений);

- на общем собрании собственников принять решение о проведении капитального ремонта дома, а также о софинансировании работ по капитальному ремонту не менее 5% процентов от стоимости ремонта за счет средств собственников (95% средств предоставляют Фонд содействия реформированию ЖКХ, региональный бюджет и бюджет муниципального образования), определиться с перечнем и видами работ, оформить решение собрания протоколом;

- подать заявку на участие в программе проведения капитального ремонта многоквартирного дома в администрацию муниципального образования.

Собственники помещений, не выбравшие способ управления многоквартирным домом, осуществляют капитальный ремонт за свой счет.

 

 

4. Каков порядок переселения в климатически благоприятные регионы России?

25 октября 2002 года принят Федеральный закон № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон).

Статьей 2 Федерального закона определена очередность предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из закрывающихся поселков;

во вторую очередь – гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в третью очередь – пенсионерам;

в четвертую очередь – гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящими не менее одного года на учете в органах службы занятости населения;

в пятую очередь - работающим гражданам.

В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее – Положение).

Согласно пунктам 2 и 3 Положения, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.

Законом Республики Коми от 6 октября 2005 года № 103-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья» установлено, что прием и проверка документов от граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, постановка на учет граждан, имеющих право на получение данного вида государственной поддержки, ведение списков граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) и обеспечение свободного доступа к ним граждан осуществляется органами местного самоуправления.

В пунктах 9-14 Положения определено, что для регистрации и постановки на учет гражданин представляет установленные Положением документы, включая заявление. Заявление регистрируется в книге регистрации и учета граждан. Решение о постановке на учет граждан на получение субсидий (социальных выплат) принимается органами местного самоуправления. Постановка граждан на учет на получение субсидий (социальных выплат) осуществляется отдельно по каждому муниципального образованию городского округа (района).

Согласно пункту 19 Положения, органы местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают списки по пяти очередям и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в Республике Коми – Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми).

Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми ежегодно по состоянию на 1 января текущего года формирует общереспубликанские списки граждан (по пяти очередям), состоящих на учете на переселение с использованием федеральных субсидий, на основании списков, представленных органами местного самоуправления республики.

21 марта 2006 года принято постановление Правительства Российской Федерации № 153, которым утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее – Правила).

Согласно Правилам, граждане, состоящие на учете на переселение, добровольно принимают решения об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и подают в органы местного самоуправления соответствующие заявления.

В Правилах установлено, что гражданам, состоящим на учете на переселение и желающим получить федеральную социальную выплату (сертификат) для приобретения жилья в планируемом году, необходимо подать заявление на получение сертификата в орган местного самоуправления с 1 января по 1 июля текущего года (на сертификаты 2010 года заявления подавались в 2009 году, и так далее до получения сертификата). Правительство Республики Коми неоднократно обращалось в федеральные органы исполнительной власти с просьбой отменить ежегодную подачу гражданами заявлений на получение сертификата. Однако, положительное решение по данному вопросу федеральными органами исполнительной власти не принято.

В пункте 24 Правил установлено, что орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 Правил, и представляет его в Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет. При этом список граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

В пункте 26 Правил определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми) на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на соответствующий год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет.

В соответствии с пунктом 29 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми) после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации (средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по этому субъекту Российской Федерации), действующего на момент получения контрольных цифр бюджетных средств, формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году.

 

 

5. Куда следует обращаться с просьбой о выделении земельного участка под строительство жилого дома?

Предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, производится в соответствии со статьей 11 Земельного Кодекса Российской Федерации № 136-ФЗ от 25.10.2001 года органами местного самоуправления: на территории города - администрацией муниципального образования городского округа, на территории района - администрацией муниципального района и осуществляется на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.

Порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен статьей 30.1. Земельного Кодекса.

 

 

6. Кто имеет право на внеочередное получение муниципального жилищного фонда по договорам социального найма?

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне соответствующих заболеваний, устанавливаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 

 

7. Какие льготы по обеспечению жильем предоставляются ветеранам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны?

Агентством Республики Коми по социальному развитию за счет средств федерального бюджета Российской Федерации осуществляется предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обеспечение жильем указанных категорий граждан определено Федеральным законом от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

В соответствии с указанными нормативными правовыми актами на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета имеют право:

- инвалиды Великой Отечественной войны (ст. 14 закона «О ветеранах»);

- участники Великой Отечественной войны (ст. 15 закона «О ветеранах»);

- военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период (ст. 17 закона «О ветеранах»);

- лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» (ст. 18 закона «О ветеранах»);

- лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств (ст. 19 закона «О ветеранах»);

- члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (ст. 21 закона «О ветеранах»).

Во исполнение федерального законодательства в республике принят Закон Республики Коми от 6 октября 2006 г. № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан», которым определена форма обеспечения жильем указанных категорий граждан – единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения в любом населенном пункте Республики Коми (далее – выплата).

При этом выплата предоставляется ветеранам Великой Отечественной войны, которые в установленном порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоят на соответствующем учете в органах местного самоуправления по месту жительства.

Расчет размера выплаты, предоставляемой ветеранам Великой Отечественной войны в соответствии с Законом Республики Коми от 06.10.2006 г. № 69-РЗ, производится исходя из установленного в соответствии со ст. 23.2 Федерального Закона «О ветеранах» норматива обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки - 36 кв.м. и величины средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. (В 1 квартале 2010 года размер выплаты составляет 36,0 кв.м. х 30,2 тыс. руб. = 1087,2 тыс. руб.)

 

 

8. Какие льготы по обеспечению жильем предоставляются инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов?

В соответствии с федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, зарегистрированные в установленном порядке в органах местного самоуправления до 1 января 2005 г. в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.

Законом Республики Коми от 6 октября 2006 года № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» определена единственная форма обеспечения жильем указанных категорий граждан в виде предоставления им единовременных денежных выплат на приобретение жилья в любом населенном пункте Республики Коми.

Расчет размера выплаты, предоставляемой инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, производится исходя из установленного федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» норматива обеспечения жильем ветеранов указанной категории граждан, имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки - 18 кв.м. и величины средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. (В 1 квартале 2010 года размер выплаты составляет 18,0 кв.м. х 30,2 тыс. руб. = 543,6 тыс. руб.).

 

 

9. Кто защищает права граждан - участников долевого строительства?

Федеральным Законом от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» регулируются отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливаются гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

Статьей 23 указанного закона предусмотрено, что контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.

Указом Главы Республики Коми от 02.02.2010 г. № 16 утверждено Положение о Министерстве архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми. В соответствии с Положением, Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функции государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

 

 

10. Куда следует обращаться гражданину в случае невозможности оплаты жилищного кредита

В целях оказания поддержки гражданам, столкнувшимся с затруднениями в обслуживании своих ипотечных кредитов, создана и успешно функционирует система организаций, занимающихся вопросами реструктуризации ипотечных жилищных кредитов по стандартам ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию». Одним из агентов ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» является ОАО «Коми ипотечная компания».

Что такое реструктуризация? Реструктуризация - это оказание помощи в исполнении обязательств по кредиту путем изменения платежного графика, разработанного с учетом финансового положения Заемщика.

Реструктуризация осуществляется на срочной, платной и возвратной основе. Все предоставленные Заемщику средства возвращаются в обязательном порядке. Заемщику дается льготный период на 12 месяцев для того, чтобы восстановить свою платежеспособность. В течение льготного периода заемщик платит только проценты по фактически предоставленным средствам. По окончании льготного периода заемщик должен будет погасить долг по аннуитетной схеме вместе с остатком задолженности по ипотечному кредиту. Средства возвращаются в течение всего срока, на который был выдан ипотечный кредит.

 

 

Консультацию по вопросу реструктуризации можно получить,

  • обратившись в ОАО «Коми ипотечная компания» по адресу
    167000 г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 166,
    тел. 20-32-83, 21-46-16,
    e-mail: komi@ipoteka-rk.ru,
    www.ipoteka-rk.ru;
  • ознакомившись с требованиями, по которым проходит реструктуризация ипотечного кредита (займа), на сайте http://www.arhml.ru;
  • либо позвонив на горячую линию по телефону 8-800-700-700-2.

 

 

email home map

Форум Арктика
Российский инвестиционный форум
Система-112
Инвестиционный портал Республики Коми
Региональный раздел Республики Коми на федеральном Информационном портале об Оценке регулирующего воздействия

Оценка регулируещего воздействия Республики Коми

Памятные даты военной истории России

Геопортал

Приемная Президента Российской Федерации в Республике Коми

Реализация указов Президента Российской Федерации

Портал государственных услуг РФ

 Портал государственных услуг Республики Коми

Федеральный портал управленческих кадров

Резерв управленческих кадров Республики Коми

Избирательная комиссия Республики Коми

Общественная палата Республики Коми

Законодательство Республики Коми

Пожары в Республике Коми

ГБУ РК «Коми республиканский центр энергосбережения»

Цифровое эфирное телевидение

Портал открытых данных Республики Коми

Бюджет для граждан

Оценка населением муниципальной власти и организаций

Активный регион Республика Коми

Открытая Республика

Торгово-промышленная палата Республики Коми

Разработка сайта — веб-студия «Цифровой Век»