Обычная версия сайта
Размер шрифта: -A +A

Антитеррористическая комиссия Республики Коми

Победа! 70 лет

Президент Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Совет Федерации Федерального Собрания РФ

Государственная Дума Федерального Собрания РФ

Сервер органов государственной власти Российской Федерации

Кадровый резерв Президента России

Официальный интернет-портал правовой информации



НОВОСТИ

Доклад врио Главы Республики Коми Сергея Гапликова об итогах деятельности Правительства Республики Коми в 2015 году и основных направлениях работы на 2016 год и среднесрочную перспективу

24.03.2016

Пресс-служба публикует выдержки из стенограммы выступления Врио Главы Республики Коми.

 

Бур лун, дона ёртъяс! Пыдди пуктана войтыр!

Уважаемые депутаты Государственного Совета, приглашенные! Дорогие соотечественники! 

Сегодня я предлагаю нам вместе подвести некоторые итоги работы и наметить планы на будущее.

При подготовке этого выступления я обратился к жителям республики с предложением обозначить актуальные направления работы органов власти. Откликнулись тысячи человек. Я благодарю всех, кто внес предложения, кто высказал критику и замечания. Спасибо за неравнодушие, за патриотичное отношение, за способность сопереживать. Это очень важные человеческие качества. Как говорится в коми пословице: ”Коль загорится человек душой, он гору свернет”. Таким же сегодня должно быть отношение каждого из нас к своей работе, своему делу, нашей республике.

О текущей социально-экономической ситуации

2015 год был непростым для всех россиян. Реальностью стали жёсткие ограничения в бюджетной сфере, направленные на сохранение социально-экономической стабильности. Отвечая на вызовы времени, руководство страны сегодня активно ищет пути модернизации экономики, в том числе и посредством импортозамещения в условиях международных санкций и ответных мер со стороны России на недружественные действия отдельных стран.

Прошедший год был непростым и для республики. Несмотря на известные трудности, мы сделали всё для того, чтобы в целом выполнить все социальные обязательства.

Есть определенные успехи в экономике.

Так, например, темпы роста промышленности находятся на уровне 101,6%, что выше среднего по стране. Рост добычи нефти и газа - 105%, в целом по добывающей промышленности - 106%.

Вы знаете, что в прошлом году сложная ситуация сложилась на рынке энергоносителей, и тем не менее крупнейшие предприятия региона подтвердили свои планы по реализации проектов на территории республики.

Что касается строительства жилья, в 2015 году было введено в строй 207,5 тысячи квадратных метров, а это на треть выше, чем в 2014 году.

В прошлом году были сформированы и приступили к работе полномочные составы Государственного Совета Республики Коми, а также представительных органов местного самоуправления в городах и районах. Кроме того, были внесены изменения в Конституцию Республики Коми, направленные на формирование новой системы государственной власти.

Говоря о системе органов власти, хочу подчеркнуть: сейчас принципиально важно, чтобы наша с вами работа, работа власти была максимально эффективной, прозрачной и понятной людям. И, главное, мы должны помнить об особой ответственности за каждое из принимаемых нами решений, поскольку они влияют на судьбы тысяч людей, перспективы целых отраслей экономики.

Подводя итоги прошлого года, необходимо сказать и об упущенных возможностях. В первую очередь это касается участия республики в федеральных программах и получения поддержки из федерального бюджета.

По таким направлениям, как сельское хозяйство, малое предпринимательство, жилищное строительство, республика в 2016 году получила в десятки, а в отдельных случаях даже в сотни раз меньше средств из федерального бюджета по сравнению с другими регионами России.

К примеру, субсидия по кредитам малым сельхозпредприятиям в Республике Коми составила 794 тысячи рублей, что в восемьдесят раз меньше, чем в Республике Мордовия - 63,5 млн. рублей.

На развитие животноводства и инфраструктуры, логистического обеспечения рынков продукции животноводства мы получили субсидию в тысячи раз, вдумайтесь, в тысячи раз (!) меньше, чем Марий Эл: какие-то смешные 511 тысяч рублей против 1 миллиарда 437 миллионов рублей.

Субсидии на предоставление социальных выплат в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» - в шесть раз меньше, чем получила Мордовия за аналогичный период: 22 миллиона против 141,6 миллиона рублей.

Субсидии, связанные с предоставлением грантов на создание и развитие крестьянско-фермерского хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, в республике в четыре раза меньше, чем в Марий Эл: 7,3 миллиона против 26 миллионов рублей.

На возмещение процентной ставки по краткосрочным кредитам на развитие молочного животноводства Правительство России выделило республике чуть меньше трех миллионов рублей, тогда как Удмуртия получила почти 35 миллионов. Это в семь раз меньше!

Ну и, наконец, субсидии на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов у нас самые низкие в стране - 1,3 миллиона рублей. Что, наши аграрии и так неплохо живут и обойдутся без господдержки? Ответ, мне кажется, очевиден.

И после этого мы спрашиваем, почему продукция местных товаропроизводителей стоит дороже привозной?

В результате такой работы органов власти наше село только в этом году недополучит сотни миллионов рублей.

За все, повторяю, за все упущенные возможности должна быть персональная ответственность, и я, конечно, учту это при формировании нового правительства.

Разумеется, при расчете размера субсидии учитываются не только заявки и бизнес-планы, но и текущее состояние дел в отраслях. Например, реализуемые инвестиционные проекты, количество заемщиков и объемы привлекаемых ими кредитов, объемы софинансирования из регионального бюджета и так далее.

Так вот, задача правительства и конкретных отраслевых министерств - создать все условия, чтобы республика могла активно привлекать средства из федерального бюджета. А это и работа по формированию качественных заявок на получение субсидий, на участие в федеральных программах, это и постоянная, фактически ежедневная системная работа с федеральными министерствами и ведомствами на благо республики.

Хочу подчеркнуть: из года в год мы будем ставить перед собой все более амбициозные задачи и главное - добиваться их четкого выполнения. В том числе и за счет правильной организации работы и мобилизации всех имеющихся ресурсов.

Убежден: какими бы сложными не были стоящие перед нами задачи - мы всё выполним, у нас всё получится! Мы вместе, и в этом наша сила!

Программа возрождения Республики Коми

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своем выступлении на Петербургском экономическом форуме подчеркнул: «Перед нами несколько вызовов. Как минимум два из них являются очень серьёзными - это обеспечение темпов экономического роста и изменение структуры экономики».

Поэтому хочу особо обратить ваше внимание на то, что сегодня мы разрабатываем не перечень мер по антикризисному латанию дыр или пожарному исправлению ситуации в отраслях, а целостную Программу возрождения республики, которая включает в себя все сферы жизни в настоящем и на отдаленную перспективу.

Сегодня я представляю вам некоторые направления этой программы.

Один из приоритетов - перезагрузка отношений с крупнейшими компаниями, работающими на нашей земле.

Уверен, наша республика, каждый ее житель заслуживают более справедливого и заботливого отношения со стороны крупных компаний.

Наш регион десятилетиями вносит весомый вклад в обеспечение экономической безопасности страны.

Инвестиции крупнейших компаний в развитие региона значительны, однако явно недостаточны, поэтому мы намерены решительно изменить эту ситуацию, повернуть ее в пользу жителей республики, в пользу развития региональной экономики и всей социальной сферы.

Мы должны заботиться о росте доходов населения, способствуя организации новых рабочих мест, создавая условия для получения высокотехнологичного медицинского обслуживания, высококачественного современного образования.

Перезагрузка отношений с корпорациями

Дорогие друзья!

Наличие недр и полезных ископаемых - это лишь одно из конкурентных преимуществ нашего региона. И я вижу своей важнейшей задачей использовать это преимущество на благо каждого жителя республики.

Когда компания извлекает на территории республики прибыль на миллиарды, а на развитие региона направляет лишь несколько миллионов рублей - такая практика несправедлива и порочна. И поэтому такую практику надо менять!

Так, например, уже сегодня кратно растут инвестиции в обновление основных производственных фондов и инфраструктуры. Также считаю необходимым еще плотнее работать с нашими партнерами по вопросам максимального использования потенциала местных кадров и обеспечения экологической безопасности производств.

И первые результаты этой работы уже есть. Например, ПАО «Газпром» вложит в развитие своих мощностей в республике 117 миллиардов рублей. Также компания выступит нашим партнером в решении застарелой проблемы - газификации городов и районов республики. В течение 2016-2020 годов на реализацию этой программы будет направлено 7,8 миллиарда рублей.

Уже с этого года, и я считаю это хорошим трендом, объем финансирования ПАО «Газпром» в рамках социального партнерства значительно увеличен - до 2 миллиардов рублей. Эти средства будут направлены на ремонт и строительство социальных объектов, благотворительные проекты.

Как вы знаете, на прошлой неделе мы подписали протокол к соглашению о сотрудничестве с президентом ПАО «ЛУКОЙЛ» Вагитом Алекперовым. В соответствии с этим документом на социально-экономическое развитие республики компания направит в 2016 году 1 миллиард 400 миллионов рублей - это в 10 раз (!) больше, чем в прошлом году. Компания наращивает инвестиции в развитие Ярегского месторождения тяжелой нефти, они составят более 100 миллиардов в течение трех лет. Прирост объемов добычи тяжелой нефти составит более 20% к уровню текущего периода.

Группа компаний «Монди» в ближайшие 10 лет планирует вложить более 61 миллиарда рублей в развитие Сыктывкарского ЛПК. Из них около 8 миллиардов пойдут на модернизацию объектов тепло- и электрогенерации с возможностью использования возобновляемых ресурсов - отходов основного производства. В настоящее время этот проект находится на финальной стадии проработки. Учитывая, что 2017 год объявлен в России Годом экологии, для нас особенно важно, что новый проект может стать пилотным на федеральном уровне в плане практического применения «зелёной» энергетики и одним из самых крупных в стране. Помимо этого, 3 миллиарда рублей ежегодно будут направляться на лесозаготовку и лесопереработку.

Работа для местных специалистов

Одним из обязательных маркеров отношений между властью и крупными компаниями будет создание рабочих мест для жителей нашего региона. Люди в Республике Коми работать умеют - тому свидетельством вся история развития республики.

Другой вопрос, что квалификация претендентов должна соответствовать требованиям компаний. Понятно, что никто не возьмет на работу неквалифицированного специалиста только потому, что тот местный. Современный рынок труда высококонкурентен, и мы должны научиться выигрывать в этих условиях. Поэтому я поручаю Министерству труда, занятости и социальной защиты совместно с нашими партнерами в рамках соглашений проработать и реализовать механизм первоочередного предложения вакансий жителям республики.

Ради появления новых возможностей в этой сфере мы должны создать условия для переобучения с последующим трудоустройством на имеющиеся и новые вакансии. Необходимо предложить и внедрить методы дополнительного стимулирования работодателей.

В подписываемых сегодня соглашениях о сотрудничестве мы предусматриваем прием на работу сотен молодых специалистов - выпускников наших республиканских вузов и, что тоже важно, массовое привлечение организаций республики для выполнения подрядных работ и оказания услуг.

Развитие малого и среднего бизнеса

Безусловно, вопрос создания рабочих мест - это не только вопрос сотрудничества с крупными компаниями.

Считаю, что одной из точек экономического роста республики должен стать малый и средний бизнес. А его поддержка и развитие уже сейчас являются одним из ключевых направлений в работе республиканского правительства.

Три дня назад я подписал соответствующий указ и поручил правительству разработать комплекс мер по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в перспективе до 2020 года.

Мы обязательно учтем и те предложения, которые были высказаны на форуме «Предпринимательская инициатива-2016», который прошел позавчера в Сыктывкаре.

И в дальнейшем, при подготовке итоговых документов по развитию малого и среднего бизнеса, позиция предпринимателей всегда будет приниматься во внимание.

Малый и средний бизнес - источник дохода для многих жителей нашего региона. В этом секторе экономики занят каждый четвертый работающий в республике. Предпринимательство играет важную роль в обеспечении налоговых поступлений. Уровень его развития напрямую отражается на качестве жизни.

Однако есть проблема, с которой в последние годы столкнулись все регионы страны, - это отрицательная динамика развития малого и среднего бизнеса. Доля таких предприятий в экономике, по данным Росстата, поступательно снижается. Остается низкой инновационная и инвестиционная активность малых и средних предприятий. Наблюдается рост неформальной занятости, что связано в первую очередь со сложными процедурами госрегулирования, административным давлением, высоким уровнем фискальной нагрузки.

Это лишь некоторые из факторов, мешающие развитию бизнеса. Сегодня назрела необходимость пересмотра условий и видов поддержки предпринимательства в республике.

Считаю необходимым усилить ответственность государственных и муниципальных органов власти за развитие малого и среднего бизнеса. У чиновников сегодня есть две основные задачи: с одной стороны, не мешать, с другой - оказывать эффективное содействие в рамках закона. Чтобы не было таких примеров, как в Воркуте, где владелец социальной столовой, который кормит малоимущих, убежден, что контролирующие органы его буквально «кошмарят».

Помощь должна быть оперативной, своевременной и обоснованной. При этом если чиновнику самому нравится заниматься бизнесом, пусть смело уходит в отставку. Но совмещать госслужбу и бизнес, путая, как говорится, свою шерсть с государственной, - не получится. Надеюсь, известные события осени прошлого года помогли многим сделать окончательный выбор…

Молодежная политика

Ситуация на рынке труда неизбежно влияет и на миграцию населения. Мне не раз приходилось слышать мнение: молодежь уезжает из республики, потому что нет достойной работы. Вопрос: а мы с вами выяснили, почему так происходит, где желает работать наша молодежь, по каким специальностям, какие перспективы для себя видит? Учебные заведения и работодатели должны помогать выпускникам школ в выборе по-настоящему перспективных специальностей. Вузам следует в опережающем порядке работать на подготовку кадров, востребованных экономикой.

Поэтому мы делаем упор на создание в республике опорных университетов: технического и классического. Сейчас как раз формируются заявки на участие наших университетов в программе развития региональных опорных вузов. Это позволит привлечь до 100 миллионов рублей в год на каждый вуз, сохранить талантливых преподавателей и набрать перспективных студентов, полностью обеспечить кадровую потребность региона и крупных компаний.

Впереди большая работа, многие производства, которые уже сейчас расширяются, в скором времени потребуют новых грамотных специалистов. Надо быть к этому готовыми и сделать всё, чтобы вахтовики не занимали рабочие места жителей республики.

Дефицит квалифицированных кадров особенно заметен в сельских районах. Наша задача - создать на селе привлекательные условия для работы. Мы предлагаем на первоначальном этапе отбирать на конкурсной основе высококвалифицированных руководителей и специалистов для работы в сельской местности. При условии соответствия выбранным критериям и целям им будет предоставляться существенная поддержка: от "подъемных" до выделения субсидий при получении ими кредитов на строительство домов. Поручаю правительству республики совместно с органами местного самоуправления проработать эти механизмы.

Экономические приоритеты

Программы возрождения республики

Уважаемые коллеги, еще одним важнейшим приоритетом Программы возрождения республики является нацеленность на инновации. Нам надо активнее внедрять передовой опыт, дающий максимальный практический эффект.

Примером такого опыта является использование кластерного подхода, то есть соединения конкурентоспособных предприятий научной, производственной и образовательной сферы в целые отрасли по направлениям. А чтобы новые идеи реализовывались эффективно, необходимо модернизировать имеющуюся и создавать соответствующую современную инфраструктуру.

Приоритетное развитие получат производство строительных материалов и нефтегазохимическая промышленность. Помимо этого, необходимо направить усилия на развитие лесо-, био- и углехимии. Следует еще раз оценить подходы к предоставлению налоговых преференций для привлечения инвестиций, особенно - якорных и долгосрочных, с учетом их сроков окупаемости и эффективности.

Программа возрождения республики - это портфель конкретных проектов с целевыми показателями, механизмами их достижения и сроками исполнения. Мы с вами должны быть инициаторами преобразований, а не демонстрировать зависимость от внешних обстоятельств. В каждом городе, в каждом районе появятся свои драйверы развития. Мы должны четко понимать, что каждое новое предприятие - это инвестиционная привлекательность республики и расширение производственного потенциала, дополнительные доходы в бюджет и сотни новых рабочих мест.

Уже сегодня я могу привести несколько примеров таких точек развития в городах и районах республики.

В Сыктывкаре мы планируем строительство завода по производству башенных кранов на базе металлообрабатывающего завода. Рассматривается вопрос о строительстве комбината панельного домостроения.

В столице республики есть все условия для создания индустриального парка, в который в том числе войдут керамзитовый завод, лесопильно-деревообрабатывающий комплекс, а они в свою очередь должны быть обеспечены крупным логистическим центром.

Реализация этих проектов станет шагом к увеличению объемов жилищного строительства и снижению себестоимости жилья, позволит привлечь инвесторов. Будет создано более 1,5 тысячи рабочих мест. Объем налоговых поступлений оценивается более чем в 70 миллионов рублей в год.

Сыктывкар - уже сегодня центр науки и образования, и мы, безусловно, будем делать акцент на развитии инновационного производства и соответствующей инфраструктуры.

 «ЛУКОЙЛ-Коми» ведет разработку Ярегского нефтяного месторождения, будет создано новое производство для ввода в эксплуатацию месторождения для добычи углеводородов, а это более 150 новых рабочих мест. Ожидаемые поступления в консолидированный бюджет республики составят более 100 миллионов рублей в год.

Под Ухтой будет построен Ярегский горно-химический комбинат. На период строительства планируется создать более 1,5 тысячи рабочих мест, в период промышленной эксплуатации комбинату потребуется более 2,5 тысячи сотрудников. После выхода на проектную мощность ежегодные поступления налогов в консолидированный бюджет республики оцениваются в объеме 1 миллиарда рублей.

Ведется проектирование для вовлечения в промышленный оборот Пижемского рудопроявления рассыпного титана со строительством горно-металлургического комбината.

Продолжаются работы по проекту глиноземного завода. Потребность в трудовых ресурсах завода - более 700 человек, а на стадии строительства - около 4 тысяч рабочих. Ожидаемый объем налоговых поступлений на этапе строительства - более 120 миллионов рублей. После выхода завода на проектную мощность ежегодные поступления налогов в консолидированный бюджет составят около 2 миллиардов рублей.

В Инте продолжается работа по освоению золотоносного месторождения «Чудное», это более 100 новых рабочих мест. Ожидаемые поступления в консолидированный бюджет республики составят более 50 миллионов рублей ежегодно.

Большие надежды мы связываем с проектом Тимано-Печорской газовой компании по добыче и переработке газа. Предполагается создать до 500 рабочих мест. Всего за период реализации проекта ожидается поступление налогов в бюджеты всех уровней более 25 миллиардов рублей. Эти средства в том числе пойдут и на существенное развитие города Инты и его инфраструктуры.

В Усинске «Северная нефть» ведет работы по обустройству Среднемакаринского нефтяного месторождения, «ЛУКОЙЛ-Коми» - по освоению Восточно-Ламбершойского месторождения. Благодаря этим проектам появится около 500 новых рабочих мест, а плановые поступления налогов в консолидированный бюджет республики составят более 220 миллионов рублей в год.

В Печоре ведется разработка Кыртаельского нефтяного месторождения, инвестиции «ЛУКОЙЛ-Коми» уже составили 29 миллиардов рублей.

В Троицко-Печорске приоритетный проект - строительство завода по производству биоэтанола, потребность нового производства в кадрах - более 100 специалистов. Наряду с уже реализуемыми данный проект выведет Троицко-Печорский район в число лидеров в части развития биохимии и биоэнергетики.

В рамках развития биоэнергетики уже реализованы 11 проектов по производству биотоплива, инвестированы сотни миллионов рублей, созданы сотни рабочих мест. В 2016-2018 годах ожидается запуск еще восьми проектов.

Правительство Республики Коми приступило к практической подготовке плана создания на базе городского поселения «Емва» Княжпогостского района территории опережающего развития. Итогом работы будет подготовка проектов развития Емвы и получение на развитие ее инфраструктуры финансирования от федерального Фонда поддержки моногородов - а это уже очень серьезные инвестиции.

В ближайшее время будет сформирована проектная команда, которая после прохождения соответствующего обучения займется подготовкой и реализацией проектов развития на территории муниципалитета.

Мы будем поддерживать все компании, которые создают новые рабочие места в республике, будь то крупная компания или небольшой частный бизнес. Только объединение всех, самых разных возможностей обеспечит работой все наше население.

Интеграция севера Республики Коми в федеральные арктические программы

Перспективы развития севера Республики Коми неразрывно связаны с освоением российской Арктики. Транспортная сопряженность городского округа «Воркута» с другими территориями Арктической зоны, его значительный природно-ресурсный потенциал, а также реализация в ближайшей перспективе крупных инфраструктурных проектов позволяют считать Воркуту надежной базой, способной обеспечить достижение стратегических целей и решение основных задач государственной политики России в Арктике.

На территории Воркуты планируется реконструкция действующего аэропорта, строительство стратегических военных объектов. Наша задача - интегрировать интересы воркутинцев в реализацию арктических проектов, обеспечить их занятость, создать условия для повышения их квалификации и переподготовки.

Нами предложено Правительству России начать прокладку волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) вдоль берега Северного Ледовитого океана, с отводами на населенные пункты приарктической зоны, а также размещением вдоль арктического шельфа сети высотных телекоммуникационных платформ. Это даст возможность реализации высокотехнологических проектов на территории сухопутной части Арктики, включая город Воркуту, с привлечением местного населения.

Лесное хозяйство

Для лесных районов приоритетом является модернизация лесной и деревообрабатывающей отраслей в направлении более глубокой переработки древесины на территории республики.

Непременные условия здесь - воспроизводство вырубленного леса и пресечение деятельности «черных» лесорубов.

Реализуемые на сегодняшний день инвестиционные проекты в лесоперерабатывающей промышленности позволят в ближайшее время создать более 1 000 новых рабочих мест.

Наша проектная цель в этом направлении - создание лесопромышленного кластера, который объединит усилия производителей в разработке сложных инфраструктурных проектов. Общее развитие отрасли даст возможность в ближайшие пять лет в 4 раза увеличить численность работников, занятых в лесной, деревообрабатывающей и лесовосстановительной сферах.

Перспективы сельского хозяйства

Приоритетами развития села в республике должны стать: повышение эффективности сельскохозяйственного производства и увеличение его объёмов. У республики хороший потенциал для развития сельского хозяйства. Мы можем и должны сами себя прокормить.

Безусловно, нужны инвестиции. Необходимо построить новые современные животноводческие комплексы, провести реконструкцию имеющихся, восстановить десятки тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий.

До 2020 года планируется к реализации десятки инвестпроектов по производству сельскохозяйственной продукции с общим объемом инвестиций более 12 миллиардов рублей.

Остановлюсь на некоторых проектах.

Это строительство животноводческого комплекса на 1200 голов крупного рогатого скота в селе Пыёлдино Сысольского района, фермы на 1200 голов в поселке Гуляшор Прилузского района, телятника на 300 голов в Корткеросском районе, фермы на 400 голов в селе Богородск и животноводческого комплекса на 500 голов в селе Нившера Корткеросского района. Продолжится модернизация свиноводческого комплекса на птицефабрике «Зеленецкая». Планируется строительство овощехранилища на 3200 тонн.

Вчера мы подписали соглашение о строительстве тепличного комплекса для круглогодичного выращивания экологически чистых овощей в Емве. Бюджет проекта - более 9 миллиардов рублей, ввод в эксплуатацию первой очереди запланирован на 2017 год. Строительство комплекса позволит обеспечить рабочими местами более 400 жителей Княжпогостского района.

Суммарный объем производства огурцов и томатов тепличного комплекса к 2020 году составит порядка 25 тысяч тонн в год, зеленых культур - 2,7 тысячи тонн. Это существенный, почти десятикратный рост! Сегодня в республике валовой сбор овощей с защищенного грунта составляет 2,9 тысячи тонн.

Хочу отметить, что выбор места для реализации данного проекта не случаен - развитие моногородов является одним из приоритетов возрождения республики.

Основные объёмы прироста производства, конечно, будут давать крупные производители, но свой вклад должны внести и крестьянско-фермерские хозяйства. Поэтому мы работаем над совершенствованием инфраструктуры, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой малыми формами хозяйствования, в том числе и за счёт сельскохозяйственной и потребительской кооперации.

Решение столь масштабных задач должно быть обеспечено кадрами соответствующего уровня, по оценке, будет создано 2600 новых рабочих мест.

Логистика

Важнейшим ресурсом развития республики являются дороги. Это не только кровеносная система экономики, но и вопрос подлинного уважения к нашему народу.

Существующая на сегодняшний день потребность в строительстве новых и ремонте старых дорог, к сожалению, не обеспечена. Это связано отчасти с тем, что федеральные дотации на дороги привязаны к численности населения, а не к площади регионов и протяженности дорог. Так, к примеру, площадь Республики Коми в 8 раз больше, чем Татарстана, который имеет дорожные фонды в 3 раза больше, чем наш. По этой схеме финансирование километра дорожного полотна, приходящегося на одного жителя в Республике Коми, в десятки раз ниже, чем в густонаселенных регионах. Климатические условия, особенности ландшафта и грунтов, наличие большого количества рек объективно требуют пересмотра методики выделения дотаций исходя из протяженности дорог и мостовых переходов.

А с учетом существующей методики дополнительные средства на развитие транспортной сети мы должны заработать только сами. Ведь реализация логистических проектов позволит предприятиям увеличить сбыт своей продукции, повысить долю переработки сырьевых ресурсов внутри республики. А в конечном итоге это товары и услуги, которые станут дешевле для наших жителей.

И в этой связи одним из важных направлений является строительство автомобильной дороги Ухта - Печора - Усинск с объемом финансирования 4 миллиарда рублей. В целом на развитие дорожной сети до 2020 года будет направлено порядка 15 миллиардов рублей.

При этом, говоря о масштабных проектах, мы не должны забывать и о поддержании в должном состоянии уже существующих дорог.

Нам предстоит соединить сельские населенные пункты, ранее не имевшие связи с сетью дорог общего пользования. Создание сети пассажирских маршрутов не просто улучшит доступ для населения к учреждениям социальной сферы, но еще и поможет ускоренному развитию отдаленных населенных пунктов. Кроме того, в партнерстве с Государственной транспортной лизинговой компанией мы сегодня рассматриваем возможности поставок в лизинг до 2020 года пассажирского автотранспорта и коммунальной техники, работающей на газомоторном топливе.

Мы говорим о приобретении 400 единиц коммунального транспорта, 380 единиц муниципального общественного транспорта и 50 единиц межмуниципального транспорта (это комфортабельные автобусы), что позволит развить до 40 пассажирских маршрутов.

На особом контроле совместные планы республики и Северной железной дороги по реконструкции и капитальному ремонту железнодорожных вокзалов и железнодорожной инфраструктуры. В ближайшие два года мы планируем осуществить ремонт вокзалов, а также новое строительство ряда платформ. На эти цели РЖД на предстоящие два года выделяет 1,3 миллиарда рублей.

Наши стратегические задачи в области авиаперевозок - расширение географии полетов, выход на международные линии, реконструкция сети аэропортов.

Мы рассматриваем перспективы использования на региональных и международных линиях российского самолета SukhoiSuperjet 100. Реализация программы операционного лизинга самолетов SSJ-100 позволит расширить авиапарк «Комиавиатранса».

Уже в 2016-2017 годах с учетом спроса населения мы планируем организовать региональное авиасообщение с новыми городами (Минеральные Воды, Анапа, Калининград, Симферополь, Калуга, Воронеж и другие), а также ввести международные авиарейсы.

На 2017-2019 годы запланировано строительство аэропортового комплекса в Сыктывкаре, реконструкция аэропортовых комплексов в Ухте, Усинске и Воркуте. Общий объем финансирования - 6,8 миллиарда рублей.

Особое внимание - обеспечению всех жителей республики доступом к информационным технологиям. Сегодня Правительство Республики Коми разрабатывает программу обеспечения современными видами связи труднодоступных и малонаселенных пунктов республики на базе спутниковой связи. В рамках программы жители 300 населенных пунктов с численностью до 250 человек будут обеспечены качественными услугами связи, телевидения, доступом ко всем программам получения государственных услуг. Первый этап будет реализован уже в этом году, в результате будут обеспечены связью 46 труднодоступных населенных пунктов республики. Объем финансирования - 150 миллионов рублей.

 

Задачи в области жилищной сферы

Теперь о квартирном вопросе, который испортил не только москвичей.

Еще вчера по реализации программы переселения из ветхого и аварийного жилья наша республика называлась в числе аутсайдеров, и это мягко сказано.

Наведение порядка и вхождение в график строительства - задача номер один, которую я обозначил на первой нашей встрече с вами и на первом совещании с правительством. В результате только за пять месяцев (с октября по февраль) нам удалось ввести почти половину от объемов, которые были построены за три предыдущих года.

Переселено свыше 2,5 тысячи человек из 42 аварийных многоквартирных домов. Всего же в программе переселения принимают участие 17 муниципальных образований республики, в которых будут переселены более 8,5 тысячи граждан из 776 многоквартирных домов.

Сегодня мы жёстко и очень предметно работаем с застройщиками. По всем выявленным отклонениям мы предъявляем требования об устранении и делаем то, чего не делали раньше, - контролируем работу строительных компаний и муниципалитетов.

Как вы знаете, совсем недавно правление Фонда содействия реформированию ЖКХ одобрило заявку республики на общую сумму почти в 700 миллионов рублей на реализацию последнего этапа программы переселения граждан из аварийного жилья, рассчитанного на 2016-2017 годы. Мы получили колоссальную поддержку из федерального центра и просто обязаны качественно и в срок завершить реализацию программы.

При этом наши расчеты показывают, что необходимо в целом для удовлетворения нужд людей в улучшении жилищных условий, как минимум, двукратное увеличение ежегодных объемов строительства. Для взятия этой планки необходимо принять дополнительные меры, и мы последовательно усиливаем локомотивную роль строительной отрасли в экономике республики. Масштабное строительство жилья повлечет за собой развитие смежных и сопутствующих производств.

Смысл нашей жилищной политики заключается в обеспечении доступности возводимого жилья для населения через его удешевление и повышение качества с увеличением гарантийных сроков эксплуатации.

Для удешевления строительства необходим переход от хаотичной застройки к массовой. При этом комплексную подготовку участков под системную застройку должно взять на себя государство. Те же, кто будет завышать расценки, пренебрегать установленными регламентами, качеством строительства и сроками ввода объектов в эксплуатацию, не будут больше получать земельные участки и подряды под любые виды застройки! Это станет условием нашей борьбы за качество жилья, за конкурентоспособность.

Следует ужесточить контроль за проектированием объектов, соблюдением нормативов в ходе строительства, усилить ответственность застройщиков за качество возводимого жилья, двукратно увеличив гарантийные сроки его эксплуатации. Для этого мы создаем реестр недобросовестных застройщиков и их учредителей.

Нам важно защитить жителей республики от горе-застройщиков. Одной из таких мер стало наше предложение ПАО «Сбербанк» принять участие в специальной программе, когда средства на долевое строительство жилья гражданин вносит в банк на депозитный счёт, на котором происходит их накопление. А уже сам банк, используя свои методы оценки рисков, кредитует строительную организацию. Эта технология даст банковскую гарантию сохранения денежных средств населения, минимизирует процентную ставку, в том числе по ипотеке, и застрахует жителей от невыполнения застройщиками своих обязательств.

Кроме того, мы планируем принять участие в федеральной программе «Жилье для российской семьи», в отборе проектов по обеспечению земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой, что позволит получить софинансирование программы жилищного строительства из федерального бюджета.

Реализация намеченных мер призвана дать ежегодное удвоение объемов вводимого в республике жилья, что позволит решить жилищные проблемы большинства семей уже в ближайшем будущем.

Отдельная и острая проблема - это обеспечение жильем детей-сирот. На сегодняшний день - сотни решений судов в отношении этой категории, нуждающейся в жилье. Такая ситуация недопустима! По моему поручению уже в этом году будет выделено 300 миллионов рублей бюджетных средств на исполнение судебных решений, что в 2 раза больше, чем за предыдущие два года. Предупреждаю о персональной ответственности руководителей муниципалитетов за полное и целевое использование данных средств. Также хочу обратить особое внимание социальных служб на необходимость следить за судьбой детей-сирот, получивших жилье, чтобы оберегать их и исключить риски возможной потери жилья.

Обновление и очищение ЖКХ

Уважаемые коллеги, любой хозяин знает: жилье мало построить, его необходимо должным образом содержать.

Недопустимое низкое качество жилищно-коммунальных услуг, оказываемых в регионе, вызывает абсолютно справедливые нарекания людей.

Сегодня руководители муниципалитетов часто сетуют на большое количество проверок в сфере ЖКХ. Но при этом в 2015 году только 11 из 35 муниципальных образований, включая районы, городские округа и городские поселения, были должным образом готовы к зиме! Как следствие, этой зимой было зафиксировано почти 500 технологических сбоев и инцидентов в работе систем коммунальной инфраструктуры. И только жесткие меры, принятые правительством, позволили существенно снизить их количество по сравнению с прошлым отопительным сезоном.

Еще одна проблема связана с недобросовестными управляющими компаниями, которые собирают платежи с населения, после чего искусственно банкротятся. Они в прямом смысле залезают в народный карман, не оплачивают услуги снабжающих организаций, которые потом через суды вышибают деньги из муниципалитетов. Такие компании из разряда «Рога и копыта» ежегодно меняют названия и продолжают по уже отработанной схеме грабить граждан и бюджеты городов и поселений. Продолжение этой порочной практики считаю недопустимым! Лицензирующий орган должен обладать действенным механизмом контроля. Необходимо повысить ответственность за выдачу и пролонгацию лицензий, исключив возможность наживаться недобросовестным компаниям и мошенникам, стоящим за новой фирмой-однодневкой.

Необходим жесткий государственный контроль в сфере ЖКХ! С этой целью в республике создается Единый республиканский расчетный центр. Его задачи: внедрение единой актуальной базы данных по всем абонентам; своевременное, прозрачное расщепление платежей между поставщиками жилищно-коммунальных услуг; повышение уровня сборов платежей за жилищно-коммунальные услуги; уменьшение и, как следствие, ликвидация задолженности за потребленные энергоресурсы.

Уже в июне этого года проект будет внедрен на базе «пилотных» территорий, а к концу года обеспечен полный охват всех ресурсоснабжающих организаций на территории республики. К июню 2017 года в единую систему расчетов будут интегрированы все управляющие компании.

Для осуществления масштабных инвестиционных проектов и контроля над тарифами мы объединяем разрозненные региональные и муниципальные активы в единую структуру. Повышая эффективность коммунального комплекса за счет организации управления, мы хотим решить застарелую проблему бесхозных коммунальных активов, что в свою очередь позволит снизить бюджетные расходы и привлечь инвестиции. А главное - оказывать жителям республики коммунальные услуги надлежащего качества. При этом в ближайшие пять лет доля оплаты жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи не будет превышать 10%!

Отдельно хочу отметить важный для всех нас вопрос качества питьевой воды. Программа антикризисных мер в жилищно-коммунальном хозяйстве республики позволит в ближайшие 5 лет довести обеспеченность домовладений качественной питьевой водой с нынешних 65 до 100%.

Для модернизации систем коммунальной инфраструктуры мы также будем привлекать средства Фонда содействия реформированию ЖКХ и использовать механизмы государственно-частного партнерства.

Я поручил правительству республики принять активное участие в программе поддержки регионов в решении вопросов модернизации коммунальной инфраструктуры городов.

Коллеги, мы не имеем права оставлять людей один на один с коммунальными проблемами. Необходимо активизировать все механизмы общественного и государственного контроля, которые уже существуют, и последовательно внедрять новые, более эффективные.

Хочу отметить положительный опыт Общественной палаты республики, которая участвует в федеральном проекте «ЖКХ Контроль». Уполномоченные по реализации проекта работают на местах, при общественных советах всех муниципалитетов. В прошлом году они в качестве экспертов участвовали в приемке вводимых в республике многоквартирных домов, проводили мониторинг качества введенного жилья.

 Пока, к сожалению, мы еще не можем говорить о полноценном участии общественности в контрольных мероприятиях. Застройщики не заинтересованы в участии независимых лиц в этой работе. Однако обращаю внимание глав муниципальных образований: независимые эксперты - это ваши союзники. Привлекайте их как к работе комиссий, так и к обсуждению других вопросов в области контроля ситуации в ЖКХ.

Для организации конструктивного взаимодействия между жителями республики, органами исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам городского и муниципального хозяйства мы создаем новый интернет-ресурс «Общественный портал». Он призван решить сразу несколько задач. Это контроль своевременности и качества проводимых работ на объектах городского и районного хозяйства. Это возможность сообщать о выявленных нарушениях; указывать на незаконность действий или бездействие чиновников. Кроме того, жители республики смогут в онлайн-режиме вносить предложения о проведении необходимых работ по благоустройству территорий городов и районов. И еще одна важная опция портала - это народная оценка работы государственных и муниципальных учреждений, оперативности и качества работы власти по устранению выявленных проблем.

Духовные опоры возрождения

Все это мы делаем для повышения качества жизни в республике, чтобы людям здесь было комфортно жить и работать, строить семьи и воспитывать детей. А главным показателем эффективности этой работы я считаю рост числа семей и новорожденных детей.

И мы с вами должны сделать все для того, чтобы у нас появились не просто новые благополучные семьи, а люди с созидательной ментальностью, основанной на вере в собственные силы, устремленной на успешное саморазвитие.

Очень рассчитываю, что общество, сами люди тоже будут активно помогать органам власти всех уровней в решении насущных проблем, защиты интересов семьи, материнства и детства. Путь к благополучию отдельной семьи и республики в целом лежит через духовность и здоровый образ жизни во всех его сферах.

Здоровое, образованное, духовно богатое население - это залог успеха республики. Именно на этой идеологии должна основываться наша государственная социальная политика. Краеугольным камнем в преодолении негативных тенденций в обществе должна стать активная, наступательная пропаганда нравственности и здорового образа жизни.

Очень важно с юного возраста приобщать ребенка к истории малой Родины, пробудить вначале любопытство, потом - любовь, а затем - и ответственность за ее настоящее и будущее! Ощущение личной сопричастности оказывает неизгладимое и ни с чем не сравнимое влияние на судьбу любого человека. Поэтому считаю чрезвычайно важным приобщать граждан к истории и духовным святыням родной земли.

 

Уважаемые коллеги!

Сегодня у нас есть редкий шанс освободиться от всего, что мешало нашему развитию, и идти по пути возрождения республики. Как вы, наверное, заметили, в своем выступлении я практически ничего не сказал про социальную сферу, культуру, здравоохранение и образование. Конечно же, все это есть в нашей Программе возрождения республики! И чем больших успехов мы добьемся в реализации экономических преобразований - тем полновеснее будут бюджеты социального развития, тем скорее наши врачи и учителя, работники культуры и социальной сферы почувствуют улучшение материального положения, тем больше новых школ, больниц, домов культуры, спортивных объектов будет открыто в каждом районе республики.

Пользуясь случаем, хочу обратиться к руководителям администраций муниципальных образований. Предлагаю вам в самое ближайшее время внести действенные изменения в планы социально-экономического развития вверенных вам городов и районов в соответствии с озвученными мною сегодня направлениями Программы возрождения республики.

Ближайшие годы должны стать для нас периодом экономического, культурного и духовного возрождения. Только мы сами сделаем жизнь в нашей республике осмысленной, созидательной и комфортной.

Коми - уникальная часть цивилизации, и уже поэтому мы обязаны стремиться к лучшим стандартам качества жизни и культуры во всех ее сферах. Наша цель - сделать Республику Коми по-настоящему цивилизованным и культурным, высокообразованным, инновационным и технологически развитым регионом! Работы на этом пути - трудной и сложной - очень много, но она того стоит!

Владимир Владимирович Путин справедливо отметил, что «Нам необходимо новое государственное сознание. В центре которого - создание в России лучших, наиболее конкурентных условий для жизни, творчества и предпринимательства».

И если я решением Президента России работаю здесь, на Коми земле, то мой долг - сделать всё для ее развития и процветания! Конечно, понадобится не один год для реализации всех задач возрождения республики. Впереди большая, интересная и сложная работа. И я к ней готов со всей ответственностью!

За работу, дорогие соотечественники!

Кузь нэм да бур шуд! Аттьӧ!

Благодарю за внимание!

Фотографии

 

email home map

Региональный раздел Республики Коми на федеральном Информационном портале об Оценке регулирующего воздействия

Памятные даты военной истории России

Геопортал

Приемная Президента Российской Федерации в Республике Коми

Реализация указов Президента Российской Федерации

Портал государственных услуг РФ

 Портал государственных услуг Республики Коми

Федеральный портал управленческих кадров

Резерв управленческих кадров Республики Коми

Избирательная комиссия Республики Коми

Общественная палата Республики Коми

Законодательство Республики Коми

Пожары в Республике Коми

ГБУ РК «Коми республиканский центр энергосбережения»

Цифровое эфирное телевидение

Портал открытых данных Республики Коми

Бюджет для граждан

Оценка населением муниципальной власти и организаций

Активный регион Республика Коми

Разработка сайта — веб-студия «Цифровой Век»