Обычная версия сайта
Размер шрифта: -A +A

Президент Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Совет Федерации Федерального Собрания РФ

Государственная Дума Федерального Собрания РФ

Сервер органов государственной власти Российской Федерации

Национальный антитеррористический комитет

Антитеррористическая комиссия Республики Коми



НОВОСТИ

«Использование и сохранение ресурсов северных территорий является важной задачей для нашего государства»

19.09.2013

Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер выступил на V Северном инвестиционном форуме «Освоение минеральных ресурсов Европейского Севера России», который начал свою работу в Сыктывкаре. Вячеслав Гайзер представил доклад о роли минерально-сырьевого сектора экономики в реализации «Стратегии социально-экономического развития Республики Коми до 2020 года».

Пресс-служба Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми публикует текст выступления Главы республики Вячеслава Гайзера.

 

«Уважаемые участники форума! От имени Правительства Республики Коми, от себя лично я рад приветствовать Вас на земле Коми - в столице республики – городе Сыктывкаре. Хочу поблагодарить всех участников форума за проявленный интерес к нашему региону.

Северный инвестиционный форум проводится уже в пятый раз. В фокусе нашего  внимания сегодня – вопросы освоения минеральных ресурсов Европейского Севера России. Использование и сохранение ресурсов северных территорий является важной задачей для нашего государства. Оно имеет ряд существенных особенностей, связанных с климатическими, транспортными и демографическими факторами, а также с задачами в области охраны окружающей среды и восполнения ресурсов.

В своем докладе я остановлюсь на значимости минерально-сырьевого сектора для экономики Республики Коми, обозначу проблемы и перспективные направления развития этого сектора.

Наш регион строит свою социально-экономическую политику на основе разработанной Правительством республики Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года. Стратегией определена миссия Республики Коми – как региона со стабильной экономикой, развитой инфраструктурой, благоприятными условиями жизнедеятельности людей, привлекательными для инвесторов, новых жителей и туристов.

Мы поставили перед собой ряд важных задач:

- повышение эффективности использования природного, производственного и трудового потенциала;

- минимизация воздействия сложных природно-климатических условий на условия экономической деятельности хозяйствующих субъектов и жизни людей;

- совершенствование государственного регулирования и создание условий для развития частной инициативы;

- формирование системы поддержки и реализации высокоэффективных инвестиционных проектов, в том числе на основе государственно-частного партнерства;

- внедрение современных технологий на основе возобновляемых ресурсов и источников энергии;

- развитие  инновационной системы.

Для достижения параметров, заданных в Стратегии, Правительством Республики Коми  разработаны механизмы ее реализации, важнейшими из которых являются Государственные программы. Главная идея всей системы стратегирования – богатейшие ресурсы Республики Коми должны служить росту благосостояния её жителей, экономика должна быть социально ориентированной и способствовать повышению качества жизни населения.

Богатые минерально-сырьевые ресурсы служат фундаментом для развития экономики региона, формирования её  финансовой базы, а также проведения активной социальной политики. Поэтому перспективы социально-экономического развития региона во многом зависят от эффективного и рационального использования природно-ресурсного потенциала.

Республика Коми относится к регионам Российской Федерации с высокой степенью экспортной ориентированности. Наибольшую долю в структуре экспорта занимает продукция предприятий, занимающихся добычей и переработкой минерального сырья. Они  производят 75 процентов продукции промышленного производства; формируют 39 процентов валового регионального продукта; дают 49 процентов налогов, собранных на территории республики; обеспечивают рабочими местами около 8 процентов лиц, занятых в экономике.

Ведущая роль в экономике региона принадлежит топливно-энергетическому комплексу, что обусловлено расположением на нашей территории значительной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, крупного Печорского угольного бассейна и двух бассейнов горючих сланцев. Объемы запасов и добычи горючих полезных ископаемых в республике характеризуют ее как основную топливную базу Европейского Севера России.

Доминирующей отраслью топливно-энергетического комплекса Республики Коми является нефтегазовая отрасль. Начальные суммарные ресурсы углеводородного сырья республики составляют порядка 5 миллиардов тонн условного топлива, более половины из них - ресурсы нефти, а треть - свободного газа. Запасы углеводородного сырья учтены по 159 месторождениям. Добыча нефти на территории республики в 2012 году составила около половины всей добываемой в Северо-Западном федеральном округе, а природного и попутного газа – 73 процента.

Добычу углеводородного сырья в регионе осуществляют 20 компаний. На территории республики работают как известные крупнейшие российские компании, такие как «ЛУКОЙЛ», Газпром, «Роснефть», так и небольшие компании, к которым мы относимся с особым вниманием.

Нефтеперерабатывающее производство республики представлено тремя основными компаниями, расположенными в Ухтинском и Усинском районах. Объем переработки нефти на территории республики сегодня достигает 37 процентов от объемов ее добычи. К концу 2013 года ожидается увеличение на 4 процента благодаря реализации крупных инвестиционных проектов в области нефтепереработки.  По объемам производства нефтепродуктов республика занимает 2 место в Северо-Западном федеральном округе после Ленинградской области.

Переработка природного газа и газового конденсата осуществляется в городе Сосногорске. Продукция газопереработки поставляется более чем в 20 стран мира, в том числе в США, Канаду, Японию.

Не менее важной для Республики Коми является угольная промышленность. Мы являемся ключевым поставщиком угля не только в Северо-Западном федеральном округе, но и в Европейской части России.

Печорский угольный бассейн является вторым в России бассейном по запасам угля и крупной, перспективной сырьевой базой для развития коксохимии, энергетики и в перспективе – добычи метана.  На его территории известно около 30 месторождений угля и углепроявлений, в том числе 11 месторождений с разведанными балансовыми запасами.

Общие геологические запасы углей Печорского бассейна составляют около 341 миллиарда тонн, из них балансовые запасы – более 7 миллиардов тонн. Разрабатывается и подготовлено для промышленного освоения порядка 4 миллиардов тонн угля.

Добыча угля в Печорском угольном бассейне ведется на 6 шахтах, разрабатывающих 3 месторождения и одном углеразрезе суммарной производственной мощностью около 14 миллионов тонн в год.

Уровень добычи коксующихся марок угля можно охарактеризовать как  стабильный. Это связано, в первую очередь, с благоприятной конъюнктурой коксующихся марок углей на внутреннем рынке и высокой ценой на них, по сравнению с энергетическими углями.

Стабильный спрос на угли коксующихся марок заставляет нас по-новому взглянуть на перспективы освоения группы северных месторождений. В рамках единого транспортного коридора из Воркуты и далее на север до побережья Карского моря могут быть освоены Сырьягинское и Паэмбойское месторождения, находящиеся на территории Республики Коми, а также Силовское, Янгарейское и Талотинское, расположенные в Ненецком автономном округе. Угли этих месторождений относятся к остродефицитным маркам, используемым для производства металлургического кокса.

Перспективы дальнейшего наращивания добычи энергетических углей напрямую связаны со спросом. В результате опережающего роста цен на природный газ, ожидается, что спрос на уголь внутри страны будет возрастать опережающими темпами.

Согласно «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» прогнозируется, что доля угля в структуре топливного баланса страны должна возрасти к 2030 году до 46 процентов. В этом документе к числу новых месторождений, подлежащих разработке, относится Сейдинское месторождение, расположенное в южной части Воркутинского угленосного района.

Однако, мы считаем, что роль Печорского бассейна, определенная в  стратегии заниженa. Не учтены в полной мере имеющиеся возможности по значительному наращиванию угледобычи за счет вовлечения в промышленное освоение новых площадей, многие из которых уже подготовлены к промышленной разработке. Близость этих площадей к центрам потребления энергетического сырья в Европейской части России и странам Европы, а также имеющаяся и строящаяся в сравнительной близости транспортная инфраструктура в сочетании с заявленной в Энергетической стратегии модернизацией северных морских портов – все это позволяет считать, что Печорский угольный бассейн может и должен внести существенный вклад в энергообеспеченность и энергобезопасность нашей страны, а также обеспечить значительные экспортные поставки угля.

Должен отметить, что в республике сравнительно слабо изученными остаются возможности переработки углей. Мы уверены, что рост добычи угля в Печорском угольном бассейне связан не только с ростом потребления коксующихся и энергетических углей для металлургии и энергетики, но и, в первую очередь, с вовлечением в промышленную разработку бурых углей. А также с увеличением глубины переработки каменного угля с получением различных продуктов углехимического производства.

В последнее десятилетие возрос интерес к добыче и переработке горючих сланцев. Общий ресурсный потенциал горючих сланцев в Республике Коми составляет около 55 миллиардов тонн сухого сланца. Наиболее изученным и подготовленным к освоению является Чим-Лоптюгское месторождение.

Республика Коми является наиболее крупной и перспективной в России сырьевой базой бокситовых руд. В пределах Тиманского кряжа выявлены и в разной степени изучены месторождения двух бокситоносных районов: Среднетиманского, в котором сосредоточено 68 процентов запасов провинции, и Южно-Тиманского.

Сырьевая база титановых руд республики также является крупнейшей в России и ближнем зарубежье. На территории Среднего Тимана располагаются уникальные по запасам Ярегское и Пижемское месторождение россыпных титановых руд.

Марганцевые руды в настоящее время относятся к категории особо дефицитных. Марганцево-рудная сырьевая база республики представлена Парнокским железо-марганцевым месторождением, запасы которого составляют более 4 миллионов тонн марганцевых руд. В структуре его запасов выделяется наиболее качественный пероксидный тип марганцевых руд.

Ресурсная база баритовых руд оценивается в объемах до 100 миллионов тонн. Наиболее крупным и детально разведанным является Хойлинское месторождение баритовых руд, промышленные запасы которого – более 2 миллионов тонн, прогнозные ресурсы – более 9 миллионов тонн.

В Республике Коми балансом запасов учитывается 5 месторождений кварцевого сырья, содержащих значительную часть российских запасов жильного кварца. Наиболее крупным и пока единственным разрабатываемым является месторождение «Желанное», расположенное на Приполярном Урале в Интинским районе.

Минерально-сырьевая база общераспространенных полезных ископаемых, главным образом минеральное строительное сырье, представлена двадцатью четырьмя наименованиями видов минерального сырья на более чем тысяче разведанных  месторождениях.

Разрабатываются месторождения кирпичных глин, строительного камня, наиболее интенсивно эксплуатируются месторождения строительного песка и песчано-гравийной смеси.

Количество запасов и прогнозных ресурсов минерального строительного сырья, его разнообразие достаточны для реализации в Республике Коми крупных проектов транспортного и промышленного строительства, а также развития промышленности строительных материалов.

Однако, должен отметить и некоторые негативные факторы, замедляющие развитие и снижающие эффективность использования минерально-сырьевой базы региона. К числу таких факторов относятся:

- высокая выработанность запасов и низкие темпы ввода месторождений в разработку;

- отставание развития объектов инфраструктуры для освоения и вовлечения в оборот новых районов;

- неотрегулированность федерального законодательства в вопросах, регламентирующих порядок разработки месторождений;

- низкая степень переработки минерального сырья на территории республики и соответственно, низкая добавленная стоимость конечного продукта;

- слабое использование производственно-технического и научного потенциала республики;

- трудности с обеспечением трудовыми ресурсами из-за оттока экономически активного населения.

Политика Правительства Республики Коми нацелена на решение существующих проблем. Остановлюсь на некоторых особенно актуальных задачах:

Во-первых - увеличение объемов разведки и добычи полезных ископаемых, что позволит нивелировать такие негативные факторы как низкие темпы ввода месторождений в разработку и высокую выработанность запасов.

В республике по итогам 2012 года финансовые вложения в геологоразведку увеличились в 1,5 раза.

Львиную долю инвестиций составляют средства недропользователей, которые понимают, что для поддержания достигнутого уровня добычи необходимо иметь задел на будущее - проводить эксплуатационное бурение, вводить недействующие и законсервированные скважины.

Не секрет, что потенциал имеющихся в республике запасов полезных ископаемых позволит обеспечить стабильность работы добывающих отраслей на годы вперед. Но для проведения доразведки, перспективной оценки недр необходимы не только средства, но и грамотный подход с применением современных разработок в области геологоразведки, а также ее интенсификация и расширение географии. Помимо этого, для повышения степени геологической изученности ряда перспективных объектов необходимо усовершенствование правовой основы компенсации затрат недропользователей, идущих на риски, и поддержка правительством малых и средних нефтяных компаний.

В республике рамках усиления мероприятий Государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охраны окружающей среды» рассматривается вопрос о разработке «Программы развития и использования минерально-сырьевой базы Республики Коми на период до 2030 года (нефть, газ)».

При этом финансовые и инвестиционные ресурсы, мобилизованные, как из внутренних, так и из внешних источников будут использоваться преимущественно для реализации тех инвестиционных проектов и развития тех производств, реализация которых обеспечит максимальный социо-эколого-экономический эффект.

Также необходим комплекс мер, направленных на применение прогрессивных методов добычи нефти и повышение коэффициента её извлечения нефтедобывающими компаниями.

Следующая задача - формирование современной производственной инфраструктуры, что будет способствовать освоению и вовлечению в оборот новых районов.

Реализация таких весомых проектов, как строительство железнодорожной магистрали «Белкомур», газотранспортной системы «Система магистральных газопроводов «Бованенково – Ухта» и «Ухта-Торжок»», будет способствовать снижению инфрастуктурных ограничений в освоении минерально-сырьевых ресурсов.

Проект «Белкомур» направлен на развитие железнодорожной сети Европейского Севера России, создание нового международного транзитного пути в рамках евразийского транспортного коридора, сокращение транспортных расстояний, а также вовлечение в экономическую жизнь ранее неиспользуемых территорий. Реализация проекта приведет к созданию альтернативного транспортного направления из Урала в порты Белого и Баренцева морей.

Возможность его реализации на условиях государственно-частного партнерства прорабатывается в настоящее время не только на уровне заинтересованных регионов: Архангельской области, Пермского края, Карелии, Мурманской, Кировской области, но и  на уровне Российской Федерации. Правительство республики, в свою очередь, оказывает всестороннюю административную поддержку в целях организации конструктивного диалога участников проекта.

Проекты строительства «Система магистральных газопроводов «Бованенково – Ухта» и «Ухта-Торжок»» являются одними из самых масштабных и сложных в истории газовой отрасли и предназначены для транспортировки природного газа с полуострова Ямал в регионы Центральной России и страны Европы через акваторию Балтийского моря.

В перспективе проектная мощность самого крупного Бованенковского месторождения должна составить до 140 миллиардов куб. м. газа ежегодно.

Еще одна задача, связанная с решением проблемы низкой степени переработки минерального сырья на территории республики, - это  нацеленность на диверсификацию экономики. А именно - переориентацию с определяющей роли сырьевого сектора на развитие новых перерабатывающих мощностей, модернизацию действующих производств по глубокой переработке природных ресурсов на основе передовых технологий, рост выпуска высокотехнологичной и наукоемкой промышленной продукции.

Это становится возможным благодаря реализации на территории Республики Коми крупных инвестиционных проектов, которые предусматривают не только добычу полезных ископаемых, но и значительную степень их переработки. Назову эти проекты.

- В Усинске планируется строительство второй очереди комплекса по подготовке и переработке нефти и газа, что позволит увеличить его мощности, а также глубину переработки минеральных ресурсов;

- Завершается реализация проекта, направленного на производство титанового коагулянта – инновационного химического реагента для очистки сточных вод, подготовки воды питьевого качества. В основе проекта – использование титаносодержащего сырья Ярегского месторождения;

- Еще один проект, направленный на развитие переработки титановой руды в республике, – строительство Ярегского горно-химического комплекса. Проектом предусматривается создание высокотехнологичного, экологически безопасного горно-химического предприятия. Оно будет заниматься  производством пигментного диоксида титана, аэросила, нанодиоксида титана и иных видов продукции, которые в настоящее время в России не производятся;

- Реализуется проект строительства вертикально-интегрированного химико-металлургического комплекса на базе Пижемского месторождения россыпного титана. Результатом переработки титановой руды в рамках данного проекта будет производство диоксида титана и титановой губки;

- Планируется возобновление проекта по строительству глиноземного завода и расширению действующего бокситового рудника до объемов добычи 6,5 миллионов тонн боксита в год. Реализация проекта позволит снизить объемы импорта глинозема и довести обеспеченность алюминиевой промышленности России собственным сырьем до 70 процентов.

К числу инвестиционных проектов, предусматривающих переработку полезных ископаемых, можно также отнести:

– строительство заводов по глубокой переработке нефти;

– разработку Усинского угольного месторождения и строительство на его базе горно-обогатительного комбината.

Таким образом, в обозримой перспективе Стратегия развития республики будет не просто опираться на ее ресурсный потенциал, но и делать упор на создание продуктов с более высокой добавленной стоимостью.

Кроме того, мы приступили к работе по продвижению инвестиционных проектов Республики Коми на международный рынок и привлечению иностранных инвестиций посредством сотрудничества с торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом.

С этой целью заключено Соглашение с Минэкономразвития России.

Уже проведен ряд результативных мероприятий с зарубежными партнерами. Например, в этом году в рамках презентации нашей республики в Пекине, Китайская гражданская инженерно-строительная корпорация, Китайский фонд международных исследований, Китайская инвестиционная корпорация и Инвестиционная корпорация «Новая энергия», имеющие опыт в реализации инфраструктурных проектов, а также Государственный банк развития Китая выразили значительный интерес к реализации проекта «Белкомур». В настоящее время они активно включились в работу по проекту.

Кроме того, мы стараемся организовать участие инвестиционных проектов республики в крупных федеральных проектах и конкурсах. К примеру, республика активно взаимодействует с организаторами федерального ежегодного конкурса на соискание общественной премии «Регионы – устойчивое развитие».

Для своевременного решения возникающих при реализации проектов вопросов проводятся рабочие встречи с участниками проектов, при Правительстве Республики Коми создаются рабочие группы, в состав которых входят представители всех заинтересованных сторон по соответствующим проектам. Основная цель проведения работы в данном направлении – оперативное реагирование и принятие коллегиальных согласованных решений в рамках проектов. Одним из таких примеров является рабочая группа, созданная для урегулирования вопросов в рамках проекта комплексного освоения Пижемского месторождения россыпного титана в Республике Коми и строительства на его базе вертикально-интегрированного химико-металлургического комплекса.

Как я уже сказал, одной из проблем развития минерально-сырьевой базы республики является слабое использование производственно-технического и научного потенциала республики.

Действительно, в настоящее время ситуация в инновационной сфере Республики Коми складывается неоднозначная. Технологии ведения геологоразведочных работ и добычных работ не изменяются. Однако внедрение новой техники в производственные процессы все же наблюдается.

Для решения этой проблемы региональными органами государственной власти принимаются следующие меры:

-  С 1 января 2013 года вступила в действие подпрограмма «Наука и инновации в Республике Коми» государственной программы «Развитие экономики». В рамках реализации подпрограммы предусмотрены мероприятия по поддержке и развитию научной и инновационной деятельности в Республике Коми; финансированию прикладных научных исследований, важных для социально-экономического развития региона.  А также финансирование фундаментальных научных проектов, поддержанных Правительством Республики Коми совместно с Российским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом.

В течение трех лет на реализацию мероприятий подпрограммы «Наука и инновации в Республике Коми» из республиканского бюджета Республики Коми планируется направить 46,4 миллионов рублей.

- В целях обеспечения интеграции науки в производство в республике проводится работа по формированию инновационного территориального кластера «Нефтегазовые технологии».

- Продолжается работа и по формированию биотехнологического кластера Республики Коми.

Вступление России в ВТО накладывает на наши предприятия обязательства по переходу к международным стандартам ведения бизнеса, сертификации продукции на соответствие европейским экологическим стандартам. Поэтому не менее важной задачей для нашей республики в сфере развития минерально-сырьевого сектора является сохранение, расширение, комплексное освоение и рациональное использование месторождений полезных ископаемых с соблюдением экологических норм и стандартов.

Минимизация влияния техногенных процессов, привлечение инвестиций в ресурсосберегающие и природоохранные проекты должны стать одними из первоочередных задач в рассматриваемом секторе экономики. С этой целью в регионе действует Государственная программа Республики Коми «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды».

Благодаря взвешенной экономической политике Правительства Республики Коми в развитии минерально-сырьевой базы наша республика  продолжает быть привлекательной с точки зрения вложения инвестиций в освоение перспективных, а в ряде случае и уникальных минерально-сырьевых ресурсов. По оценкам международных и российских рейтинговых агентств, наш регион обладает одними из наиболее высоких инвестиционных и кредитных рейтингов среди субъектов Российской Федерации.

Сегодня эффективная инвестиционная политика является ключевым звеном Стратегии развития республики.

На протяжении последних лет в республике отмечается рост инвестиций в основной капитал. Более того, объем инвестиций в основной капитал на душу населения в Республике Коми по итогам прошлого года в 3 раза превышал соответствующий показатель по России в целом.

Значительную долю в общем объеме инвестиций занимают инвестиции в сферу добычи полезных ископаемых.

В последние годы произошел заметный рост иностранных инвестиций, вложенных в экономику республики, причем значительным был прирост прямых иностранных инвестиций, имеющих наибольшее положительное влияние на развитие реального сектора экономики республики. На начало текущего года в республике накоплено более 1,3 миллиардов долларов иностранных инвестиций.

Организации, действующие в сфере добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств, являются одними из наиболее привлекательных для иностранных инвесторов.

Отдельно остановлюсь на формах  государственной поддержки, которую могут получить уже в рамках сформировавшейся практики потенциальные инвесторы, реализующие проекты в нашем регионе:

- субсидирование инвестиционных затрат,

- налоговые льготы,

- инвестиционные налоговые кредиты,

- государственные гарантии,

- административная  поддержка,

- информационно-консультационная,

- а также иные формы отраслевой поддержки.

В 2012 году общая сумма государственной поддержки, оказанная инвестиционно активным предприятиям, составила порядка 1,7 миллиардов рублей.

Помимо этого, в республике внедряется Стандарт деятельности органов исполнительной власти Республики Коми по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, который призван повысить открытость региональных властей по отношению к инвесторам, совместить интересы республики с интересами инвесторов.

Кроме того, дальнейший стимул к развитию высокотехнологичных, наукоемких и инновационных производств будет обеспечен развитием технологических и индустриальных парков на территории Республики Коми, работа над созданием которых ведется Правительством региона.

Уверен, что такой комплексный подход к развитию инвестиционной сферы и концентрация наших усилий на улучшении инвестиционной среды, доступности соответствующих услуг для предпринимательского сообщества позволят в ближайшем времени получить реальные результаты. А именно - повысить удовлетворенность субъектов инвестиционной деятельности, нарастить темпы инвестиционного и, соответственно, экономического развития, что, безусловно, приведет к дальнейшему экономическому росту.

Особо хочу отметить, что на развитие минерально-сырьевого сектора экономики существенное влияние оказывает присутствие в республике научного сообщества, обладающего большим потенциалом.

Ведущим координатором научной деятельности является Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук. Он объединяет 6 институтов, в числе которых -  институт геологии и институт социально-экономических и энергетических проблем Севера. 

Коми научный центр, высшие учебные заведения и отраслевые институты ведут фундаментальные и прикладные исследования по целому ряду важнейших направлений. Они касаются:

- устойчивого природопользования,

- формирования промышленного комплекса,

- создания в Европейской части России угольно-металлургической и топливно-энергетической баз и много другого.

В завершение своего выступления хочу подчеркнуть следующее. Реализация направлений развития минерально-сырьевой базы, обозначенных в Стратегии социально-экономического развития Республики Коми до 2020 года, крайне значима для экономики республики.

Прежде всего, это внесет заметный вклад в рост валового регионального продукта, станет основой диверсификации экономики региона и создаст принципиально новую экономическую базу республики.

Правительство Республики Коми заинтересовано в налаживании партнерских отношений, создании новых центров экономического роста, притоке инвестиций в минерально-сырьевой сектор экономики республики.

Богатая сырьевая база может и должна составить основу успешного роста экономики республики. Для этого необходимо реально обеспечить прорыв в ее укреплении и развитии. От уровня рациональности, ответственности и масштабности использования потенциала естественных богатств зависит решение целого ряда факторов, определяющих будущее Республики Коми.

 

Уважаемые коллеги, участники форума!

Убежден, V Северный инвестиционный форум пройдет конструктивно и станет хорошей площадкой для обсуждения проблем и перспектив развития минеральных сырьевых ресурсов.

Современный мир - это мир информации, поэтому мы надеемся, что обмен опытом между представителями бизнеса, власти и науки в рамках нашего форума даст возможность осмыслить и выработать новые подходы к управлению богатейшими недрами Европейского Севера России.

Желаю всем участникам форума успехов, свежих идей и интересной работы!»

 

email home map
IT -опрос населения по оценке деятельности органов местного самоуправления

эко-Республика

Инвестиционный портал Республики Коми


Витрина закупок Республики Коми

Портал государственных услуг РФ

Активный регион Республика Коми

Официальный интернет-портал правовой информации

© 2020 ГАУ РК «ЦИТ»