Обычная версия сайта
Размер шрифта: -A +A

Антитеррористическая комиссия Республики Коми

Президент Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Совет Федерации Федерального Собрания РФ

Государственная Дума Федерального Собрания РФ

Сервер органов государственной власти Российской Федерации

Официальный интернет-портал правовой информации



NATURAL RESOURCES OF THE REPUBLIC OF KOMI

Mineral resources  

The mineral potential of the Republic of Komi represented by a complex variety of fuels, metallic and nonmetallic minerals, and groundwater is important for the Russian economy. The deposits explored in the republic contain the following percentage of the total Russia’s reserves: oil - about 3%, coal - 4.5%, barite - 13%, bauxite - 30%, titanium - about 50%, quartz-vein of raw material - about 80%.

The most significant resources for the Republic of Komi are fuel and energy, because of their location on the territory of a large part of the Timan-Pechora oil province and the large Pechora coal basin and the three pools shale. The volume of reserves and production of fossil fuels in the country characterize it as the main fuel supply for the European North of Russia.

The Pechora Coal Basin is the second in Russia basin in terms of stocks and a large long-term resource base for the development of coke, energy, in the long run – methane production.

On its territory there are about 30 known deposits of coal and coal shows, including 11 explored deposits. The total geological reserves in the Pechora coal basin are estimated at 242 bln tons of coal, including 58.4 bln tons of standard quality coal. Around 3.99 bln tons of coal has been developed and prepared for industrial development.

Currently, 3 fields are in exploitation: Vorkuta Coalfield, Vorgashor Coalfield and Inta Coalfield. A small amount of coal is produced in the quarry of Yunyaga Coalfield. It is possible to organize coal production in the Seida Field that contains quality steam coal including one by the open-cast method. The reserves of coking coal have been prepared for working out by opencast mining in Syryaga Area.
The reserves and resources of raw hydrocarbon minerals in the republic are concentrated in central and southern parts of the Timan-Pechora Oil and Gas Province.

The oil reserves have been recorded for 131 fields, of which 114 are oil fields, 8 - oil and gas condensate, 4 - oil and gas, 5 - gas and oil. The total amount of recoverable oil reserves in categories A + B + C1 exceeds 600 mln tons. More than 60% of residual recoverable oil reserves are concentrated in the three major fields: oilfields in Yarega and Usinsk, and oil and gas oil and gas condensate in Vozey Field. The reserves of fuel gas have been recorded for 132 fields of hydrocarbons, including free gas in 38 fields, associated gas (dissolved in oil gas, gas cap) in 94 fields. The volume of gas reserves in categories A + B + C1 is about 140 bln cu m. About half the volume is contained in the major Vuktyl Gas Condensate Field.

Very considerable resources of oil shale are concentrated in the three shale-bearing areas amounting to 62 bln tons, including over 6 bln tons of estimated reserves. Oil shale is suitable for almost any up-to-date spheres of application, including energy clinker production, production of resin, propellants, pharmaceuticals, and micronutrients.

The peat resource base includes 4,840 deposits and occurrences with the ultimate and probable reserves of 8.4 bln tons. The economic explored reserves account for 452.9 mln tons (about 200 fields).
The resources of metallic minerals include ores of ferrous metals (titanium, manganese, chromium), non-ferrous metals (aluminum, copper, lead, zinc), rare (niobium, tantalum, tungsten, molybdenum), scattered (gallium, scandium) and rare earth metals (cerium, yttrium). Of the precious metals gold predominates and there are also occurrences of silver and platinum. There are known occurrences of diamonds.

The Republic of Komi is the largest and Russia’s most promising source of raw bauxite ore. Within the Timan Ridge, there have been identified and explored in varying degrees the bauxite deposits of the two areas: Mid-Timan and South Timan.

The basic top quality bauxite reserves (68% of stocks in the province) is concentrated in Mid-Timan Bauxite Area. Here the Vorykvin field group of lateritic bauxite (Vezhayu-Vorykvin, Upper Schugor and Eastern) has been discovered; the fields are very promising in terms of mining and geological conditions, mainly, for opencast development. The bauxite has average and top quality which allows to use it for production of alumina, abrasives, refractories, and to extract rare metals in passing during the process of alumina production, in particular, gallium and vanadium, and in prospect – niobium, the rare earths and scandium.

The Mid-Timan bauxite mine operates and develops in the largest Vezhayu-Vorykvin Field supplying bauxite companies in the Urals and the North-West Russia with bauxite. A major alumina company with the capacity of 1.2 mln tons per annum is being prepared to be built in the republic. After its commission the annual output of bauxite ore in Mid-Timan may rise upto 6 mln tons.

The raw material base of titanium ore is the largest in Russia and CIS. Unique in terms of reserves is the Yarega Oil Titanium Field (containing about 50% of the Russian reserves). The project titled "The integrated development of the Yarega Oil Titanium Field" is under way in Komi. The project ensures the development of the field with the extraction and processing of both oil and titanium. The design capacity of the business will amount to 1.2 mln tons of titanium ore per year. The titanium concentrate will be processed for production of titanium-silicon ligation and titanium slag, which will provide its own metallurgical and pigment operation with the raw minerals.

Complementary to the titanium ore potential, is the Pizhma Field containing the estimated reserves, which is located in the undeveloped area of the Mid-Timan. Geotehnoservis, Ltd is carrying out exploratory work in a part of the field to prepare the industrial stocks for further titanium ore production.

Manganese ore is now classified as very scarce. The raw zinc ore base of the republic includes Parnokskoye Iron-manganese Field that is located on the western slope of the Sub-Polar Urals. More qualitative types of peroxide of manganese ores predominates in its stock structure.

In Komi there is a part of the Russia’s biggest chromite-bearing masses in the Polar Urals. Several ore fields with the resource potential of about 40 mln tons of chromite ore have been revealed.

The republic has a developed mineral resource base of alluvial gold. Almost all the gold reserves are located in Kozhim Ore-placer District where dozens of placer deposits have been discovered. Good prospects are in store for the indigenous gold sites on the western slope of the Polar Urals. The total reserves of placer and native gold in Komi amount to around 50 tons and the probable reserves of gold are more than 200 tons.

Non-metallic minerals are widespread in the republic to be used as mining and chemical (barite, rock and potassium salts, phosphates, carbonates for the chemical industry), mine technical (plaster, glass raw materials, zeolite and bentonite), piezooptic and quartz (vein quartz, piezo-quartz, rock crystal) raw materials. There is a raw material for metallurgy (refractory clay, flux and dolomite, limestone, molding materials), jewelry and gem minerals (amethyst, jade, jade), mineral-building materials (limestone, dolomite, marble, quartzite, sand, gravel).

Barite, quartz materials, glass sand, stone and potassium-magnesium salt are most important industrially.
The resource base of barite ore in Sob-Palnik barite-bearing area is estimated at 80 - 100 mln tons. The largest and most explored deposit is Hoylin Barite Ore Field: the economic reserves are more than 2 mln tons and the probable reserves are more than 9 mln tons), that started to be developed in 1998.

The quartz resources in the Polar Urals occupy a leading position in the Russian reserve balances. In Komi 5 quartz fields are listed in the reserves inventory. The largest and only developed quartz field is Zhelannoye Field. Raw quartz extracted in this field is used in Russia in the production of special glass for electronics, optics, and synthesis of artificial crystals.

The Republic of Komi has significant reserves and resources of rock and potassium-magnesium salt. The national reserves inventory lists only the Seregovo deposit with the reserves of over 2.6 bln tons and the probable reserves of 5 bln tons.

In the south-east of the republic there is a major well-known saliferous basin with stone and potassium-magnesium salts. On its small portion (Upper Pechora Field) there have been estimated the salt reserves: sodium - over 13 bln tons, magnesium - over 165 mln tons, potassium - over 122 million tons.
The reserves and resources of glass sand have been found in the western parts of the Republic of Komi. The Chernokurka Field with the proven and estimated reserves of more than 14 mln tons. The estimated resources of glass sand around that field are about 50 mln tons. The total estimated resources of glass sand in Komi are more than 300 mln tons. The mineral resources of the construction industry include numerous deposits of raw carbonate, building and facing stone, silicate, glass sand, clay for bricks and expanded clay production, molds and mudstones for cement production, and gypsum.

The Komi territory has significant resources of fresh water, mineral and industrial groundwater. The operational resources of fresh groundwater suitable for domestic water supply exceed 62 million cu m / day. 104 fields (districts) of fresh ground water for public water supply have been listed in the reserves inventory. 69 fields (districts) are in operation.

The underground mineral water resources are great in number. The most common are light drinking, hydrogen sulfide, high bromine-content and ferrous mineral water. The reserve balances of mineral underground water with the total amount of 3,532 cu m / day have been registered for 9 fields (districts). Mineral water used for industrial bottling, as well as for spa purposes.

The Republic of Komi is a major raw material base of industrial water concentrated, chiefly, in the Timan-Pechora Oil and Gas Province. There have been found economic concentration of bromine, iodine, lithium, magnesium, strontium and other valuable components in the oil field reservoir waters.

 

 

Water resources

The Republic of Komi is a zone of excessive moisture. A significant predominance of atmospheric precipitation over evaporation, the topography and geological structure determine a higher waterlogged and well-developed drainage network.

The hydrographic network of the Republic of Komi belongs to the basins of the following seas: the White Sea (river Vychegda, Luza, Mezen), Barents Sea (the Pechora River), Kara Sea (the Kara river) and the Caspian Sea (the Letka, Cobra, Berezovka rivers). The areas of these basins occupy respectively 35,2%; 62,9%; 0,7%; 1,2% of the republic.

The distribution of water resources for the municipalities is very uneven. Two major rivers Pechora and Vychegda originate and flow in the republic.

The length of the Pechora River in the Republic of Komi is 1,570 km. It originates in Troitsko-Pechorsk district and crosses 6 administrative districts.

The Vychegda River within the Republic of Komi with a length of 920 km crosses 4 districts.
In the republic lakes are underrepresented. The largest number of them is concentrated in Bolshezemelskaya tundra, river valleys and watersheds in the northern areas, in floodplains of major rivers. There are about 70 thousand lakes with total area of 4.3 thousand km2, representing 0.5% of the republic territory. Relatively large lakes are Yamozero (area 31.1 km2), Sindorskoe (28,5 km2), Kosminskoya (12,6 km2).

Marshes and wetlands are widely represented in the Republic of Komi. Average wetland is 9,6%. More than 60% is marsh upland. Among them there are the largest in Europe swamp Ocean (1790 km2) and Usinskoye (1570 km2).

 

Forest
The Republic of Komi is one of the leading forestry regions of Russia. Total forest area is 38.9 million hectares, 30 million hectares are covered by forests, or 3.5% of all Russian forests, and about 50% of forest area of the European North of Russia.

Forests and shrubs cover 78% of the territory of the republic. For forest exploitation more than three-quarters of the forests are allocated, reserves are 3 billion cubic m. The characteristic feature of forests is the high proportion of mature and over mature forests (72,3%).

The republic belongs to the forest areas of Russia whose structure is dominated by the most valuable dark coniferous spruce forests. Conifers stocks comprise 84% of all stocks of forest plantations. Softwood timber reserves amount to 15,9% of total stocks of forest plantations.

 

Animal world

Fauna of the Republic of Komi has more than 4400 species. Of these, more than three thousand species of insects, 315 species of terrestrial vertebrates (5 species of amphibians, 247 species of birds and 58 species of mammals). Water bodies are inhabited by 47 species of fish.

The list of protected species included in the second edition of the Red Book of the Republic of Komi (2009) includes 33 species of birds, 15 mammal species and 6 species of fish. Of the birds in the region a stay of ospreys, peregrine falcon, golden eagle is observed. Water bodies are inhabited by rare species of fish: Siberian grayling, inconnu, trout, Siberian sturgeon.

37 species of birds can be hunted in Komi: grouse - 5, waterfowl - 21, sandpipers - 11. The leading role in professional and amateur hunting is taken by cocks (ptarmigan, grouse, capercaillie, black grouse) and waterfowl (bean goose, mallard, wigeon, pintail, teal and diving ducks).
Economically valuable animals are: elk, bear, beaver, otter, sable, squirrel, marten, fox, weasel, mink, lynx, wolverine, hare, muskrat.

Of the 47 species of fish in water bodies fishing masters 15-17 of the most important and widespread species. Of the valuable species of fish Pechora salmon, Siberian and European grayling, sturgeon, white salmon can be identified. Commercial fishing of valuable migratory species takes place: salmon, pyzhyan, whitefish.

 

Ecological situation

For the Republic of Komi, as for most regions of the Russian Federation, the problems of air pollution, disposal and recycling of industrial and household waste, pollution of surface and groundwater, soil conservation and prevention of land pollution inhere.

The main sources of urban air pollution are: transport, thermal power plants, coal mining, oil and gas extraction, oil and gas processing plants, wood processing, construction.

The main contribution to the generation of wastes is made by enterprises for mineral extraction (almost 79%) and manufacturing (15%). Other kinds of economic activities give about 6% waste. Main industries that generate and accumulate wastes are coal mining and wood processing. In the Republic of Komi it is extremely necessary to develop the republican target program "Waste" or Concept of waste production and consumption in the Republic of Komi to coordinate efforts to deal with wastes, which should be based on the current situation in this area, emerging scheme of traffic streams of waste and its neighboring regions, layout and development of productive forces in the Republic of Komi till 2020. It should outline the main directions of state policy in the field of waste management.

Work in this direction will continue in 2010. As of January 1, 2010 in the republic there are 240 protected areas, including: 2 federal (Pechora-Ilych State Nature Biosphere Reserve, and National Park Yugyd Va) and 238 specially protected natural areas of regional significance (165 natural sanctuaries of different types and 73 monuments of nature). The total area of specially protected natural areas (federal and republican level) amounts to more than 6 million hectares or about 14,6% of the total area of the Republic of Komi. Since 1995 the National Park Yugyd Va along with adjusted in the South the Pechora-Ilych Nature Reserve and its buffer zone are included in the list of World Natural Heritage by UNESCO under the title "Virgin Komi Forests. 

 

email home map

Форум Арктика Система-112
Инвестиционный портал Республики Коми
Региональный раздел Республики Коми на федеральном Информационном портале об Оценке регулирующего воздействия

Открытая Республика

Оценка регулируещего воздействия Республики Коми

Памятные даты военной истории России

Геопортал

Приемная Президента Российской Федерации в Республике Коми

Реализация указов Президента Российской Федерации

Портал государственных услуг РФ

 Портал государственных услуг Республики Коми

Федеральный портал управленческих кадров

Резерв управленческих кадров Республики Коми

Избирательная комиссия Республики Коми

Общественная палата Республики Коми

Законодательство Республики Коми

Пожары в Республике Коми

ГБУ РК «Коми республиканский центр энергосбережения»

Цифровое эфирное телевидение

Портал открытых данных Республики Коми

Бюджет для граждан

Оценка населением муниципальной власти и организаций

Активный регион Республика Коми

Торгово-промышленная палата Республики Коми

Разработка сайта — веб-студия «Цифровой Век»

Обычная версия сайта
Размер шрифта: -A +A

Антитеррористическая комиссия Республики Коми

Президент Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Совет Федерации Федерального Собрания РФ

Государственная Дума Федерального Собрания РФ

Сервер органов государственной власти Российской Федерации

Официальный интернет-портал правовой информации



ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ И ЭКОЛОГИЯ

Ежегодные государственные доклады о состоянии окружающей природной среды Республики Коми.

 


 

 

Минерально-сырьевые ресурсы

Минерально-сырьевой потенциал Республики Коми, представленный комплексом разнообразных горючих, металлических и неметаллических полезных ископаемых, а также подземных вод имеет важное значение для экономики России.

В разведанных на территории республики месторождениях сосредоточено общероссийских запасов: нефти – около 3%, угля – 4,5%, барита – 13%, бокситов – 30%, титана – около 50%, кварцево-жильного сырья – около 80%.

Наиболее значимыми в Республике Коми являются топливно-энергетические ресурсы, что обусловлено расположением на ее территории значительной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и крупного Печорского угольного бассейна и трех бассейнов горючих сланцев. Объемы запасов и добычи горючих полезных ископаемых в республике характеризуют ее как основную топливную базу Европейского Севера России.

Печорский угольный бассейн является вторым в России бассейном по запасам и крупной, обеспеченной на очень длительную перспективу, сырьевой базой для развития коксохимии, энергетики, в перспективе – добыче метана.

На его территории известно около 30 месторождений угля и углепроявлений, в том числе 11 месторождений с разведанными балансовыми запасами. Общие геологические ресурсы Печорского угольного бассейна оцениваются в 242 млрд. тонн угля, в том числе кондиционные – 58,4 млрд. тонн угля. Разрабатывается и подготовлено для промышленного освоения 3,99 млрд. тонн угля.

В настоящее время эксплуатируются 3 месторождения: Воркутское, Воргашорское и Интинское. Небольшой объем добычи угля производится карьером на Юньягинском месторождении. В Печорском бассейне имеется возможность организации добычи на Сейдинском месторождении качественного энергетического угля, в том числе открытым способом. Подготовлены запасы коксующегося угля для открытой отработки на Сыръягинской площади.

Запасы и ресурсы углеводородного сырья на территории республики сосредоточены в центральной и южной частях Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.

Запасы нефти учтены в 131 месторождении, из которых 114 нефтяных, 8 нефтегазоконденсатных, 4 нефтегазовых, 5 газонефтяных. Суммарное количество извлекаемых запасов нефти категорий А+В+С1 превышает 600 млн. тонн. Более 60% остаточных извлекаемых запасов нефти сконцентрированы в трех крупных месторождениях – Ярегском и Усинском нефтяных и Возейском нефтегазоконденсатном.

Запасы горючего газа учтены в 132 месторождениях углеводородов, в том числе свободный газ в 38 месторождениях, в 94 месторождениях – попутный (растворенный в нефти газ, газовые шапки). Объем запасов газа категорий А+В+С1 составляет около 140 млрд. куб. м. Около половины его объема содержится в крупном Вуктыльском газоконденсатном месторождении.

Весьма значительны ресурсы горючих сланцев, сосредоточенные в трех сланценосных районах и насчитывающие 62 млрд. тонн, в том числе – более 6 млрд. тонн оцененных запасов. Горючие сланцы пригодны практически для всех современных областей их применения, включая энергоклинкерное производство, получение смол, компонентов топлива, лекарственных препаратов, микроудобрений.

Ресурсная база торфа включает 4,84 тыс. месторождений и проявлений с суммарными запасами и прогнозными ресурсами 8,4 млрд. тонн. Промышленные разведанные запасы насчитывают 452,9 млн. тонн (около 200 месторождений).

Ресурсы металлических полезных ископаемых представлены рудами черных металлов (титан, марганец, хром), цветных металлов (алюминий, медь, свинец, цинк), редких (ниобий, тантал, вольфрам, молибден), рассеянных (галлий, скандий) и редкоземельных металлов (церий, иттрий). Из благородных металлов преобладает золото, имеются проявления серебра, платины. Известны проявления алмазов.

Республика Коми является наиболее крупной и перспективной в России сырьевой базой бокситовых руд. В пределах Тиманского кряжа выявлены и в разной степени изучены месторождения двух бокситоносных районов: Среднетиманского и Южно-Тиманского.

Основное количество запасов (68% запасов провинции) лучших по качеству бокситов находится в Среднетиманском бокситоносном районе. Здесь разведана Ворыквинская группа месторождений латеритных бокситов (Вежаю-Ворыквинское, Верхне-Щугорское и Восточное), имеющих благоприятные горно-геологические условия преимущественно для открытой разработки. Качество бокситов среднее и высокое, позволяющее использовать их для производства глинозема, абразивов, огнеупоров, а при производстве глинозема попутно извлекать редкие металлы, в частности, галлий и ванадий, а в перспективе ниобий, редкие земли, скандий.

На наиболее крупном Вежаю-Ворыквинском месторождении действует и развивается Среднетиманский бокситовый рудник, снабжающий бокситами предприятия Урала и Северо-Запада России. Ведется подготовка строительства в республике крупного глиноземного предприятия мощностью 1,2 млн. тонн глинозема в год. С его вводом годовая добыча бокситовых руд на Среднем Тимане может возрасти до 6 млн. тонн.

Сырьевая база титановых руд является крупнейшей в России и ближнем зарубежье. Уникальным по запасам является Ярегское нефтетитановое месторождение (около 50% от общероссийских запасов). В Республике Коми реализуется проект «Комплексное освоение Ярегского нефтетитанового месторождения», предусматривающий освоение месторождения с добычей и переработкой как нефти, так и титана. Проектная мощность предприятия составляет 1,2 млн. тонн титановой руды в год. Из титанового концентрата будут производиться титанокремниевая лигатура и титановый шлак, что обеспечит собственным сырьем металлургическое и пигментное производство.

Дополняет потенциал титановых руд Пижемское месторождение с оцененными запасами, находящееся в неосвоенном районе на Среднем Тимане. На части месторождения предприятием ООО «Геотехносервис» осуществляются разведочные работы с целью подготовки промышленных запасов для последующей добычи титановых руд.

Марганцевые руды в настоящее время относятся к категории особо дефицитных. Марганцево-рудная сырьевая база республики представлена Парнокским железо-марган-цевым месторождением, находящимся на западном склоне Приполярного Урала. В структуре его запасов выделяется наиболее качественный пероксидный тип марганцевых руд.

На территории Республики Коми находится часть крупнейших в России хромитоносных массивов Полярного Урала. Выявлено несколько рудных полей с ресурсным потенциалом около 40 млн. тонн хромитовых руд.

Республика обладает подготовленной минерально-сырьевой базой россыпного золота. Практически все балансовые запасы золота находятся в Кожимском рудно-россыпном районе, где разведано несколько десятков россыпных месторождений. Большие перспективы связаны с объектами коренного золота на западном склоне Приполярного Урала. Общие балансовые запасы россыпного и коренного золота в Республике Коми составляют около 50 тонн, прогнозные ресурсы золота – более 200 тонн.

В республике широко распространены неметаллические полезные ископаемые, которые могут быть использованы в качестве горнохимического (барит, каменные и калийные соли, фосфориты, карбонаты для химической промышленности), горнотехнического (гипс, стекольное сырье, цеолиты, бентонит), пьезооптического и кварцевого (жильный кварц, пьезокварц, горный хрусталь) сырья. Имеется сырье для металлургии (огнеупорные глины, флюсовые доломиты и известняки, формовочные материалы), ювелирное и камнесамоцветное сырье (аметист, жадеит, нефрит), минерально-строительное сырье (известняки, доломиты, мраморы, кварциты, пески, гравий).

Наиболее важное промышленное значение имеют барит, кварцевое сырье, стекольные пески, каменная и калийно-магниевая соли.

Ресурсная база баритовых руд Собско-Пальникского баритоносного района оцениваются в 80 – 100 млн. тонн. Наиболее крупным и детально разведанным является Хойлинское месторождение баритовых руд (промышленные запасы – более 2 млн. тонн, прогнозные ресурсы – более 9 млн. тонн), разработка которого началась в 1998 году.

Ресурсы кварцевого сырья, находящиеся на Приполярном Урале, занимают ведущее положение в российском балансе запасов. На территории Республики Коми балансом запасов учитываются 5 месторождений кварцевого сырья. Наиболее крупным и единственным разрабатываемым является месторождение «Желанное». Кварцевое сырье, добываемое на этом месторождении, используется в России в производстве специальных видов стекла для электроники, оптики, синтеза искусственных монокристаллов.

Коми обладает значительными запасами и ресурсами каменной и калийно-магниевой соли. Государственным балансом запасов учитывается только Сереговское месторождение с запасами более 2,6 млрд. тонн и прогнозными ресурсами 5 млрд. тонн.

На юго-востоке республики известен крупный соленосный бассейн с каменной и калийно-магниевой солями. На его небольшой части (Верхне-Печорское месторождение) оценены запасы соли: поваренная – более 13 млрд. тонн, магниевая – более 165 млн. тонн, калийная – более 122 млн. тонн.

Запасы и ресурсы стекольных песков выявлены в западных районах Республики Коми. Подготавливается к промышленному освоению месторождение «Чернокурка» с разведанными и оцененными запасами более 14 млн. тонн. В районе этого месторождения прогнозные ресурсы стекольных песков насчитывают около 50 млн. тонн. Общие прогнозные ресурсы стекольных песков в Республике Коми оцениваются в количестве более 300 млн. тонн.

Минерально-сырьевая база строительной индустрии представлена многочисленными месторождениями карбонатного сырья, строительного и облицовочного камня, строительных, силикатных, стекольных песков, глин для кирпичного и керамзитового производства, опок и аргиллитов для цементного производства, гипса.

Территория республики обладает значительными ресурсами пресных, минеральных и промышленных подземных вод. Эксплуатационные ресурсы пресных подземных вод, пригодных для хозяйственно-питьевого водоснабжения, превышают 62 млн. куб. м/сутки. Балансом запасов учтено 104 месторождения (участка) пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Эксплуатируется 69 месторождений (участков).

Значительными являются ресурсы подземных минеральных вод. Наиболее распространены слабоминерализованные питьевые, сероводородные, с повышенным содержанием брома и железистые минеральные воды. Балансовые запасы минеральных подземных вод в суммарном объеме 3,532 тыс. куб. м/сутки, учтены на 9 месторождениях (участках). Минеральные воды используются для промышленного розлива, а также для бальнеологических целей.

Республика Коми является крупной сырьевой базой промышленных вод, сосредоточенных преимущественно на территории Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. В пластовых водах нефтяных месторождений выявлены промышленные концентрации брома, йода, лития, магния, стронция и других ценных компонентов.

 

Водные ресурсы

Республика Коми входит в зону избыточного увлажнения. Значительное преобладание количества выпадающих атмосферных осадков над испарением, особенности рельефа и геологическое строение определили повышенную заболоченность и развитую гидрографическую сеть.

Гидрографическая сеть Республики Коми относится к бассейнам морей: Белого (реки Вычегда, Луза, Мезень), Баренцева (река Печора), Карского (река Кара) и Каспийского (реки Летка, Кобра, Березовка). Площади этих бассейнов занимают соответственно 35,2%; 62,9%; 0,7%; 1,2% территории республики.

Распределение водных ресурсов по муниципальным образованиям весьма неравномерно. В республике берут начало и текут две крупные реки – Печора и Вычегда.

Протяженность реки Печора в пределах Республики Коми составляет 1570 км. Она берет начало в Троицко-Печорском районе и пересекает 6 административных районов.

Вычегда в пределах Республики Коми, протяженностью 920 км, пересекает 4 района.

 

Озера на территории республики развиты слабо. Наибольшее их число сосредоточено в Большеземельной тундре, в долинах рек и на водоразделах в северных районах, поймах крупных рек. Всего в республике насчитывается около 70 тыс. озер общей площадью 4,3 тыс. км2, что составляет 0,5% ее территории. К сравнительно крупным озерам относятся Ямозеро (площадь 31,1 км2), Синдорское (28,5 км2), Косминское (12,6 км2).

Широко распространены в Республике Коми болота и заболоченные земли. Средняя заболоченность территории составляет 9,6%. Более 60% составляют болота верхового типа. Среди них крупнейшие в Европе болота Океан (1790 км2) и Усинское (1570 км2).

 

Лесные ресурсы

Республика Коми является одним из ведущих лесопромышленных регионов России. Общая площадь лесов лесного фонда составляет 38,9 млн. га, из них покрытая лесом – 30 млн. га, или 3,5% площади всех лесов России, и около 50% площади лесов Европейского Севера России.

Леса и кустарники занимают 78% территории республики. Для лесоэксплуатации выделено более трех четвертей лесного фонда с запасами 3 млрд. куб. м. Характерной особенностью лесов республики является высокий удельный вес спелых и перестойных лесов (72,3%).

Республика относится к числу лесных районов России, в структуре которых преобладают ценнейшие темнохвойные еловые леса. Запасы хвойных пород составляют 84% всех запасов лесных насаждений. Запасы мягколиственной древесины составляют 15,9% общих запасов лесных насаждений.

 

Животный мир

Животный мир Республики Коми насчитывает более 4400 видов. Из них более 3 тыс. видов насекомых, 315 видов наземных позвоночных животных (5 видов земноводных, 247 видов птиц и 58 видов млекопитающих). В водоемах республики обитает 47 видов рыб.

Список охраняемых видов животных, включенных во второе издание Красной книги Республики Коми (2009 год), насчитывает 33 вида птиц, 15 видов млекопитающих и 6 видов рыб. Из птиц отмечено пребывание в регионе скопы, сапсана, беркута. В водоемах республики обитают редкие виды рыб: сибирский хариус, нельма, таймень, сибирский осетр.

К объектам охоты на территории республики отнесены 37 видов птиц: тетеревиных - 5, водоплавающих - 21, куликов - 11. Ведущее место в промысловой и любительской охоте занимают тетеревиные (белая куропатка, рябчик, глухарь, тетерев) и водоплавающие птицы (гуменник, кряква, свиязь, шилохвость, чирки и нырковые утки).

Особо ценными в хозяйственном отношении животными являются: лось, медведь, бобр, выдра, соболь, белка, куница, лисица, горностай, норка, рысь, росомаха, заяц-беляк, ондатра.

Из 47 видов рыб, обитающих в водоемах республики, промыслом осваивается 15-17 наиболее ценных и распространенных видов. Из ценных видов рыб можно выделить печорскую семгу, сибирского и европейского хариуса, стерлядь, нельму. Производится промышленная добыча ценных мигрирующих видов: семги, сига-пыжьяна, ряпушки.

 

Экологическая ситуация

Для Республики Коми, как и  для большинства регионов Российской Федерации, присущи проблемы загрязнения атмосферного воздуха, обезвреживания и утилизации промышленных и бытовых отходов; загрязнения поверхностных и подземных вод, сохранения  плодородия почв и предотвращение загрязнения земель.

Основными источниками загрязнения воздуха городов являются: транспорт, предприятия теплоэнергетики, добычи угля, нефти и газа, нефте- и газоперерабатывающие заводы, предприятия лесопереработки, стройиндустрия.

Основной вклад в образование отходов вносят предприятия по добыче полезных ископаемых (почти 79%) и обрабатывающие производства (около 15%). На остальные виды экономической деятельности приходится около 6% отходов. Основные отрасли, в которых образуются и накапливаются отходы – угледобывающая и деревообрабатывающая.

Для координации усилий по решению проблемы с отходами в Республике Коми крайне необходима разработка республиканской целевой программы «Отходы» или разработка Концепции обращения с отходами производства и потребления в Республике Коми, которая бы на основе существующей ситуации в этой области, формирующейся схемы потоков движения отходов в республике и соседних регионах, схемы размещения и развития производительных сил в Республике Коми на период до 2020 года, обозначила основные направления государственной политики в области обращения с отходами в республике.

Работа в этом направлении будет продолжена в 2010 году.

По состоянию на 1 января 2010 года в республике насчитывается 240 особо охраняемых природных территорий, в том числе: 2 - федерального значения (Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник, и национальный парк «Югыд ва») и 238 особо охраняемых природных территорий регионального значения (165 природных заказников различного профиля и 73 памятника природы).

Общая площадь, занимаемая особо охраняемыми природными территориями (федерального и республиканского значения), составляет свыше 6 млн. га, или около 14,6% от общей площади Республики Коми.

С 1995 года территория Национального парка «Югыд ва» вместе с прилегающим к нему на юге Печоро-Илычским государственным природным биосферным заповедником и его буферной зоной включены в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО под общим названием «Девственные леса Коми». 

 

email home map

Форум Арктика Система-112
Инвестиционный портал Республики Коми
Региональный раздел Республики Коми на федеральном Информационном портале об Оценке регулирующего воздействия

Открытая Республика

Оценка регулируещего воздействия Республики Коми

Памятные даты военной истории России

Геопортал

Приемная Президента Российской Федерации в Республике Коми

Реализация указов Президента Российской Федерации

Портал государственных услуг РФ

 Портал государственных услуг Республики Коми

Федеральный портал управленческих кадров

Резерв управленческих кадров Республики Коми

Избирательная комиссия Республики Коми

Общественная палата Республики Коми

Законодательство Республики Коми

Пожары в Республике Коми

ГБУ РК «Коми республиканский центр энергосбережения»

Цифровое эфирное телевидение

Портал открытых данных Республики Коми

Бюджет для граждан

Оценка населением муниципальной власти и организаций

Активный регион Республика Коми

Торгово-промышленная палата Республики Коми

Разработка сайта — веб-студия «Цифровой Век»