Обычная версия сайта
Размер шрифта: -A +A

Антитеррористическая комиссия Республики Коми

Президент Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Совет Федерации Федерального Собрания РФ

Государственная Дума Федерального Собрания РФ

Сервер органов государственной власти Российской Федерации

Официальный интернет-портал правовой информации



MY KOMI LAND

The Komi (original name), the Komi Mort (Komi man), the Komi Voytyr (the Komi people), the Zyryans (an old-fashioned Russian name) are all the names of the Komi nation. They are the indigenous people of the Republic of Komi (an autonomous region since 1921) who also live in the Archangelsk, Murmansk and Tyumen regions. These are people related to the Komi Perm and Udmurtia nations. They all speak the Komi (Zyryan) language.

 

 

THE EXPEDITIONS AND RESEARCH INTO THE KOMI LAND

 

In XII-XIV centuries the land along the middle course of the Vychegda and Vym Rivers known as the Vychegda Perm Land was under the impact of the Novgorod Principality and carried commercial intercourse with it. The prominent Russian historian Sergey Soloviov described the-then land as follows: "...independent of the Russian princes and inhabited by the Zyryans and Voguls that land was unattractive and dangerous for peaceful colonists who were coming in small numbers.  

In 1379 Stephen of Perm came to the Komi land, with the consent of Prince Dmitry Ivanovich (Dmitry of Don) and the blessing of the leading Orthodox clerics went to the Komi land to convert the local people to the Orthodox Faith. Subsequently, he established an episcopate with the centre in Ust-Vym.

In 1481 a public inventory was made of the lands in Vychegda and Vym that were a part of the Moscow Principality and were laid under "monarchic tribute".

Nikolai Karamzin mentioned in his book "The History of the Russian State" that in 1479, during the reign of Ivan III, an expedition was sent "to search for silver ore in the environs of the Pechora River".  Two Germans, Ivan and Viktor, were in that expedition led by Andrey Petrov and Vasily Boltin. As a result of the 7-month pilgrimage, there was brought forth a description of the silver ore deposit "with copper impregnations on the Tsilma River, some 20 versts off Kosma and 300 versts off Pechora... for the length of 10 versts ". Since that time, as Karamzin wrote, they themselves "have started to smelt metal and mint coins using their own silver; and they also had gold money and the Russian medals ".

In 1768-1772 a part of the Komi land was explored by an expedition of the Russian Academy of Sciences led by Ivan Lepekhin. Academician Ivan Lepekhin (1740-1802) was a prominent Russian traveler and naturalist. The expedition led by him was exploring a vast Russian territory: Orenburg Region, Volga Region, Perm Pre-Ural and Post-Ural areas. Lepekhin visited a lot of the rivers of the Komi land: Vychegda, Sysola, Letka and Luza and he also visited locations situated near them. 

 

THE TRADITIONAL KOMI CULTURE

 

The ethnic territory

The ethnic territory of the ancestors of the Komi people (Zyryans) - The Vychegda Perm Land - was formed at the late Middle Age period (X-XV c.). It was at that period that cattle-breeding and arable farming were started along with original handicraft. The nomadic pattern of life was gradually shifted to the settled one at those parts. Then the Komi (the Permians) settled on a very large territory in the valleys of the lower and middle Vychegda with the tributaries of the Sysola and Vym Rivers, the Yug River with the tributary of Luza, Lower Sukhona and Small Northern Dvina, and the upper reaches of the Pinega and Vashka.

The Pechora Basin and the upper reaches of the Vychegda River were at that period the location of the tribal nomad's camps of the Ostyaks, Voguls and Samoyeds, ancestors of the present Khanty, Mansi and Nenets nations. The migration of the Komi people to the eastern and northeastern districts was notable as early as in the XV century; they were leaving a part of the western habitable territories at the same time. The first settlements appeared at the upper reaches of the Vychegda and Vishera Rivers in XV c. The Komi settled on the Upper Mezen River and Lower Pechora River in XVI c., Upper and Lower Pechora River - in XVII c. During XVII c. the settlements of the Komi were disappearing on the lower reaches of the Vychegda, Luza and Pinega Rivers.

The Komi's ethnic border was formed in XVIII c. And in the north - XIX c. By that time the ethnic territory had been ultimately defined. Its natural boundary on the east were the Ural Mountains, in the south the territorial borderline ran across the watersheds of the Vychegda and Sysola with Kama, in the west - Vashka and Pinega, Sysola and Vilyad. In the north, there was a clear borderline with the ethnic Russians (the Ust-Tsilems) at the mouth of the Pechora tributary of the Neritsa River, and the diffuse interface which ran near the Lower Pechora and the Mainland Tundra, where the Nenets reindeer breeders and the Izhma Komi people contacted intensively.

Since XII c., the Komi land was invariably a part of the Novgorod domain. During XII-XIII centuries, the Vladimir and Suzdal Princedom (the Rostov and Suzdal) was a chief rival of the Novgorod Principality.

 

AS THE CLEAN SPRING FLOWS UNDER THE PROTECTION OF THE PARMA...

 

Every national culture with the centuries-old-history reveals and bears its own distinctive features characteristic of the nation, starting from the life styles or dwelling and ending with the traditions of handicraft and verbal poetry.

The decorative and applied arts of the Komi people has always been multicoloured and varied.  The Komi knew how to work metals, jewellery and leather, emboss it and decorate with metal beads, make various birch, roots and hay plaiting, wood carving, metal or hay marquetery. The creativity of the Komi is revealed in various genres of verbal poetic and song works, musical and visual arts. 

 

THE NATIONAL COSTUME

 

The Komi national cultural originality has found its vent in the national clothes. Hand spinning and weaving were widely widespread before the imported fabrics and ready-made clothes became available at the mid-to-late XIX century. The Komi have preserved their own terms related to the techniques and working tools as well as some specific methods of spinning and weaving.

Subsequently, the casual clothes of an ordinary peasant consisted of underwear, a smock and trousers tailored of simple and cheap fabric. The best bib and tucker was made of a silk or sateen shirt, cloth trousers and store-bought cloth caftan and, surely, leather boots. Ladies' wear was much more varied: the wear of ladies, married women, widows and old ladies differed much. That difference was made in the form of headwear, a colour of outer garments and even the fabric.

 

DWELLING AND TRADES

 

Woodworking 

The Komi parma and affluence of wood predetermined the character of housing development and use of wood as a basic building material. Villages and settlements were made of wood. That clearly affected the varied nature of the peasant utensils. The timber was processed with amazing ingenuity and skillfulness. All tree species and parts of a tree stem were used. Various wood potteries were made with great ingenuity. It was hollowed out and riveted.

 

Weaving and knitting

Machine-tool patterned weaving was made using several types of looms. The products included towels, tablecloths and ladies' blouses. In terms of artistic features, the traditional and highly developed art of the Komi people was an integral part of patterned weaving in the Western Europe.

5-needle patterned knitting is noticeable among the other sorts of the Komi traditional art. The Komi knitted ornament is of complex nature; it was formed in the process of gradual adoption of one or another sort of ornament by different groups of people. As a result, each district developed its own art specificity. As a combination, those specificities make an inimitable style of the Komi knitting.

 

Musical instruments

The Komi use all sorts of the folk musical instruments. Many of them, like chipsanes, polyanes and some others are very original and produce a specific style of musical sounds, and have their own terms and pitch. Also, there is compelling evidence that the Komi masters have made a significant contribution in the development of the musical instrumental cultures of the peoples of Russia and the globe (musical master Nalimov and some others).

 

Fur and leather making

Leather and shoemaking was greatly developed in the one but last century. Some sorts and methods of making fur and leather, in particular, tweed making became rather profitable to form economically viable production with the course of time.

 

RITES AND TRADITIONS

 

The creative power of the Komi people has brought forth various genres of verbal poetic and song works, folk music and visual arts. During their multi-age history, the Komi people produced lamentations, proverbs and sayings, fairy tales, epic songs and ballads, couplets, labour and lyrical songs, child's folklore, folk drama and folk music. All that variety of the poetic genres reveals the life of the Komi people, their diligence, needs and social aspirations, its wisdom and hopes for the best future. Wedding poetry and wedding rites were the most original with the Komi people.

At the mid-to-end of the XIX century, there appeared still-existing couplets and elegiac reflective songs and recollection songs about the by-gone youth "Shondi banoi olomoi" (The Bright Life). Their appearance has become an important landmark for the Komi song folklore based on the multi-age poetic experience of the nation.

 

(Based on the materials of Institute of History, Language and Literature, Komi Science Centre, Ural Branch, Russian Academy of Sciences)

 

email home map

Форум Арктика Система-112
Инвестиционный портал Республики Коми
Региональный раздел Республики Коми на федеральном Информационном портале об Оценке регулирующего воздействия

Открытая Республика

Оценка регулируещего воздействия Республики Коми

Памятные даты военной истории России

Геопортал

Приемная Президента Российской Федерации в Республике Коми

Реализация указов Президента Российской Федерации

Портал государственных услуг РФ

 Портал государственных услуг Республики Коми

Федеральный портал управленческих кадров

Резерв управленческих кадров Республики Коми

Избирательная комиссия Республики Коми

Общественная палата Республики Коми

Законодательство Республики Коми

Пожары в Республике Коми

ГБУ РК «Коми республиканский центр энергосбережения»

Цифровое эфирное телевидение

Портал открытых данных Республики Коми

Бюджет для граждан

Оценка населением муниципальной власти и организаций

Активный регион Республика Коми

Торгово-промышленная палата Республики Коми

Разработка сайта — веб-студия «Цифровой Век»

Обычная версия сайта
Размер шрифта: -A +A

Антитеррористическая комиссия Республики Коми

Президент Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Совет Федерации Федерального Собрания РФ

Государственная Дума Федерального Собрания РФ

Сервер органов государственной власти Российской Федерации

Официальный интернет-портал правовой информации



ЗЕМЛЯ МОЯ КОМИ

Коми (самоназвание), коми морт («коми человек»), коми войтыр («коми народ»), зыряне (устаревшее русское название). Коренное население Республики Коми (автономия с 1921 г.), живут также в Архангельской, Мурманской, Тюменской областях. Родственны коми-пермякам и удмуртам. Говорят на коми (-зырянском) языке.

 

 ЭКСПЕДИЦИИ И ИССЛЕДОВАНИЯ КОМИ КРАЯ

 

С XII по XIV век земли в среднем течении Вычегды и нижней Выми, известные как Пермь Вычегодская находятся в торговой связи и под влиянием Новгородского княжества. Известнейший русский историк С. М. Соловьев так описывал тогдашнее представление о территории края:«... неподвластный русским князьям, населенный зырянами и вогуличами, был непривлекателен и опасен для поселенцев не воинственных, идущих небольшими массами». Постепенное ослабление Великого Новгорода, и возвышение Московского княжества, вовлекает территорию в сферу интересов единого русского государства.

В 1379 году с одобрения объединителя русских земель московского князя Дмитрия Ивановича (Дмитрия Донского) и благословения иерархов церкви в земли коми проповедовать православие отправляется Стефан (Пермский), который основал впоследствии новую Пермскую епархию с центром в Усть-Выми.

В 1481 году производится государственная опись вычегдо-вымских земель, включенных в Московское княжество, и на них распространяются «государевы дани».

Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» упоминает, как в царствование Иоанна III, в 1479 году «искать серебряной руды в окрестностях Печоры» послана экспедиция, в составе которой «два немца, Иван и Виктор». А ведут их Андрей Петров и Василий Болтин. Результатом семимесячного странствия стало описание месторождения серебряной руды «вместе с медною, на реке Цильме, верстах в двадцати от Космы, в трехстах от Печоры... на пространстве десяти верст». С того времени в русском государстве, как пишет Карамзин, «начали сами добывать, плавить металлы и чеканить монету из своего серебра, имели и золотые деньги или медали российские».

В 1768-1772 годах часть территории Коми края была обследована экспедицией Российской Академии наук во главе с И. И. Лепехиным. Академик Иван Иванович Лепехин (1740-1802 гг.) был известным русским путешественником и натуралистом. Руководимая им экспедиция изучала обширную территорию России: Оренбургский край, Поволжье, Пермское Приуралье и Зауралье. Лепехин побывал на многих реках Коми края: Вычегде и Сысоле, Летке и Лузе, посетив при этом расположенные на них населенные пункты.

 

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КОМИ

 

Этническая территория

 

Этническая территория непосредственных предков коми (зырян) - перми вычегодской - обозначилась в период позднего средневековья (X-XV вв.). Тогда начиналось распространение скотоводства и пахотного земледелия, зарождение ремесел. Пермь вычегодская окончательно переходила от полуоседлого к оседлому образу жизни. В этот период коми (пермяне) селились на довольно обширной территории в долинах нижней и средней Вычегды с Сысолой и Вымью, Юга с Лузой, нижней Сухоны и Малой Северной Двины, верховьях Пинеги и Вашки.

В бассейн же Печоры и верховьях Вычегды в это время располагались племенные кочевья остяков, вогулов и самоедов - предков современных хантов, манси и ненцев. Продвижение коми в восточные и северо-восточные районы отмечено с XV века, одновременно они оставляли часть обжитых территорий на западе. В XV в. возникли первые поселения в верховьях Вычегды и на Вишере. На верхней Мезени и нижней Печоре коми обосновались в XVI в., верхней и средней Печоре - в XVII в. В течение XVII в. исчезли поселения коми на нижней Вычегде, Лузе и Пинеге.

Этническая граница коми на востоке оформилась в XVIII в., на севере - в XIX в. К этому времени этническая территория установилась окончательно. Естественным рубежом ее на востоке явились Уральские горы, на юге граница территории проходила по водоразделам Вычегды и Сысолы с Камой, на западе - Вашки и Пинеги, Сысолы и Виляди. На севере имелась четкая граница с этнографической группой русских (усть-цилемов) по устью притока Печоры реки Нерицы и размытая, проходившая в районе нижней Печоры и Большеземельской тундры, в полосе интенсивных контактов оленеводов-ненцев и коми-ижемцев.

С XII в. Коми край неизменно входил в состав новгородских владений. В течение XII-XIII вв. основным соперником Новгорода за обладание северо-восточными землями было Владимиро-Суздальское (Ростово-Суздальское) княжество.

 

 ПОД СЕНЬЮ ПАРМЫ ЧИCТЫМ РОДНИКОМ...

 

Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и кончая традициями народно-прикладного и устно-поэтического творчества.

Декоративно-прикладное искусство народа коми было многокрасочным и разнообразным. Коми знали обработку металла, ювелирное дело, обработку кожи, тиснение и украшение ее металлическими накладками, разнообразные виды плетения из кожи, бересты, корня, соломы, резьбу по дереву, инкрустацию по дереву металлом и соломой. Творческие силы коми народа воплотились в разнообразных жанрах устного поэтического и песенного творчества, музыки, изобразительного искусства.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

 

Самобытность коми национальной культуры нашла выражение и в народной одежде. До того, как во второй половине XIX века начали распространяться доступные привозные ткани и готовая одежда, широко были развиты прядение и ткачество. У коми сохранились собственные термины для обозначения техники и орудий производства, а также некоторые своеобразные приемы прядения и тканья.

Впоследствии повседневная одежда среднего крестьянина состояла из нательного белья, верхней рубахи и штанов, сшитых из простых и дешевых тканей. Праздничный костюм составляли шелковая или сатиновая рубаха, суконные штаны и покупной суконный кафтан и обязательно кожаные сапоги. Значительно более разнообразной была женская одежда: имелось различие ежду одеждой девушек, замужних женщин, вдов и старух. Различие это проявлялось в форме головных уборов, расцветке верхнего платья и даже в материале.

 

ЖИЛИЩЕ. РЕМЕСЛА 

 

Обработка дерева

 

Коми парма, лесное изобилие предопределило и характер застройки домов, использование дерева как основного строительного материала. Деревня, село были деревянными. Это ярко отражалось и в разнообразии крестьянской утвари. Древесина обрабатывалась с удивительными изобретательностью и мастерством. Применение находили все породы дерева, все части древесного ствола. Мастерски изготовлялась разнообразная деревянная посуда. Ее выдалбливали из цельного деревянного обрубка, собирали на клепку.

 

Ткачество. Вязание

 

Станочное узорное ткачество у коми было представлено несколькими видами браной техники двухуточного браного ткачества на большом количестве дощечек, одноуточного браного ткачества, многоремизного ткачества. Продукцией станочной техники являлись полотенца, скатерти и женские рубахи. По своим художественным особенностям это традиционное и высокоразвитое искусство народа коми являлось составной частью браного ткачества Восточной Европы.

Одно из заметных мест среди других видов традиционного искусства коми занимает узорное вязание на 5 спицах. Вязаный орнамент коми - сложное явление, он формировался в процессе постепенного усвоения и обработки отдельными группами населения тех или иных узоров. В результате всего этого в каждом районе выработалась своя художественная разновидность. В совокупности эти разновидности создают неповторимый облик вязания народа коми.

 

Музыкальные инструменты

 

Традиционный музыкальный инструментарий народа коми представлен всеми типами народных музыкальных инструментов. Многие из них, такие, как чипсаны, поляны и другие - оригинальны, отличаются своеобразной манерой игры, наличием своей терминологии и своеобразным строем. Кроме того, имеются убедительные свидетельства значительного вклада мастеров Коми края в развитие музыкальной инструментальной культуры народов России и мира (музыкальный мастер Налимов и др.).

 

Обработка меха, кожи

 

Кожевенное, сапожное ремесло приобрело значительное развитие в позапрошлом веке. Некоторые виды и приемы обработки кож и мехов, в частности, замшевое, превратились с течением времени в доходные промыслы, а затем и в экономически эффективное производство.

 

ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ

 

Творческие силы коми народа воплотились в разнообразных жанрах устного поэтического и песенного творчества, народной музыки и изобразительного искусства. За многовековую историю коми народ создал причитания, пословицы и поговорки, сказки, эпические песни и баллады, частушки, трудовые и лирические песни, детский фольклор, народную драму и народную музыку. Во всем этом многообразии жанров устного поэтического творчества отразилась вся жизнь коми народа, его трудолюбие, нужды и социальные чаяния, его мудрость и вера в лучшее будущее. Особой оригинальностью у коми отличались свадебная поэзия и свадебная обрядность.

Во второй половине XIX века в Коми крае появились широко бытующие и в настоящие время частушки и элегические песни-раздумья, песни-воспоминания о прошедшей молодости «Шондi баной оломой» (Солнцеликая жизнь). Возникновение их стало важной вехой для коми песенного фольклора, использовавшего многовековой поэтический опыт народа.

 

(По материалам ИЯЛИ КНЦ УрО РАН)

 

email home map

Форум Арктика Система-112
Инвестиционный портал Республики Коми
Региональный раздел Республики Коми на федеральном Информационном портале об Оценке регулирующего воздействия

Открытая Республика

Оценка регулируещего воздействия Республики Коми

Памятные даты военной истории России

Геопортал

Приемная Президента Российской Федерации в Республике Коми

Реализация указов Президента Российской Федерации

Портал государственных услуг РФ

 Портал государственных услуг Республики Коми

Федеральный портал управленческих кадров

Резерв управленческих кадров Республики Коми

Избирательная комиссия Республики Коми

Общественная палата Республики Коми

Законодательство Республики Коми

Пожары в Республике Коми

ГБУ РК «Коми республиканский центр энергосбережения»

Цифровое эфирное телевидение

Портал открытых данных Республики Коми

Бюджет для граждан

Оценка населением муниципальной власти и организаций

Активный регион Республика Коми

Торгово-промышленная палата Республики Коми

Разработка сайта — веб-студия «Цифровой Век»